Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Периодическая печать славянофилов (50-60 годы 19 века)

Определение 1

Славянофильство – это общественно-политическое течение 19 века, представители которого идеализировали славянскую культуры, отстаивали своеобразие исторического развития России и отрицали возможность развития страны по западноевропейскому пути.

Ключевые положения теории славянофильства

Славянофильство возникло в начале 1840-х годов. Идеологами этого течения общественной мысли являются философы и литераторы А. С. Хомяков, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, братья И. С. и К. С. Аксаковы и т.д.

Славянофильство можно рассматривать как российский вариант национал-либерализма. Славянофилы, развивая идею самобытности русской истории, главной движущей силой считали православный народ, а не самодержавие. Вступая в полемику с Чаадаевым, они доказывали, что великую будущность России предопределило именно православие.

Статья: Периодическая печать славянофилов (50-60 годы 19 века)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Главные положения теории славянофилов:

  • Идея народности, утверждение того, что основу самобытного российского пути развития составляют национальный русский характер и православие;
  • Коллективизм, общинный строй в деревне, собор являются основами русской общественной жизни;
  • Гармония народа и власти. По мнению славянофилов, самодержавие избавляет российское общество от политической борьбы, которая процветала в Европе;
  • Преобладание духовных ценностей над материальными;
  • Ненасильственный путь развития страны;
  • Критика Петра I за насильственное внедрение западного опыта, в результате которого нарушилось естественное развитие России. По мнению славянофилов, это привело к порождению социальных конфликтов и возникновению крепостничества;
  • Созыв Земского Собора с целью определения путей дальнейшего развития;
  • Необходимость ликвидации крепостного права при сохранении патриархального уклада жизни и общины;
  • Объединение славян по эгидой России.

Славянофилы считали радикальную реформу и революцию неприемлемыми, выступали за постепенные преобразования.

«Периодическая печать славянофилов (50-60 годы 19 века)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Разработанная Хомяковым и Кириевским национальная идея состояла в том, что каждая нация несет историческую миссию, данную ей свыше.

Периодическая печать славянофилов

В 1850-е годы статьи славянофилов публиковались в «Москвитянине», а также различных сборниках, таких как:

  • «Сибирский сборник»;
  • «Московские сборники»;
  • «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных".

Кроме того, славянофилы издавали журналы «Сельское благоустройство», «Русская беседа», газеты «Парус», «Молва».

В 1857 году правительство подготовило новый закон о печати, предусматривавший ослабление цензурного режима. В результате стали появляться новые газеты и журналы политико-экономического, общественно-политического характера. В первую очередь, это коснулось либерально-консервативных и либеральных изданий. Значительную группу в 60-е годы составляли славянофильские печатные издания и издания «почвенников», по своей программе близкие к славянофильским.

Наиболее известным печатным изданием славянофилов был журнал «Русская беседа», выходивший в Москве в период с 1856 по 1860 годы. Редакторами «Беседы» были А. И. Кошелев, И. С. Аксаков. В журнале публиковались статьи славянофилов И.В. Киреевского, Хомякова, К. С. Аксакова, С. Т. Аксакова, Ю. Ф. Самарина. В отделе словесности в журнале печатались Н. П. Гиляров-Платонов, А. К. Толстой, И. В. Киреевский, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, С. П. Шевырев, Ф. И. Тютчев.

Журнал декларировал славянофильскую доктрину, приспособленную к новым условиям. Славянофилы по-прежнему выступали в защиту жизни, существовавшей в допетровской Руси и критиковали социально-политические преобразования и реформы Петра I. Славянофилы продолжали отстаивать принцип народности. В журнале русский народ, который развивается по особым законам ввиду исконных национальных особенностей, противопоставлялся европейским народам. Славянофилы рассматривали православие как абсолютную истину.

Журнал выступал за сохранение крестьянской общины, за отмену смертной казни, освобождение крестьян с землей. «Русская беседа» пыталась связать пропаганду религии с распространением всеобщей грамотности.

Замечание 2

Славянофилы выступали за свободу слова по следующему принципу: царю -полноту власти, а народу – свободу мнений.

Различные представители русской общественной мысли выступали с критическими замечаниями касательно содержания журнала. Западникам и радикалам не нравилось крайне религиозное направление, негативное отношение к революционному движению, к социализму. Консерваторы относились к изданию с подозрением из-за его независимой позиции.

Большое значение славянофилы придавали обсуждению условий отмены крепостного права. Этот вопрос обсуждался на страницах журналов. В 1858 году издатели «Русской беседы» приняли решение издавать приложение к журналу - «Сельское благоустройство», которое было посвящено исключительно этой теме. Редактором приложения стал А. И. Кошелев. На страницах журнала авторы рассуждали о реформе, декларируя «мирный исход» крестьянского дела и заботясь о сохранении основ дворянского землевладения.

В 1860-е годы выпускались и другие славянофильские печатные издания:

  • «Парус»,
  • «Молва»,
  • «День».

За газетами правительство осуществляло более строгий контроль, чем за журналами, поэтому эти издания просуществовали не долго.

Газета «Молва» выпускалась под редакцией С. М. Шпилевского в Москве. Это была еженедельная газета. Здесь изредка печатались статьи Н. М. Павлова, К. С. Аксакова, А. П. Чебышева-Дмитриева. Статьи К. Аксакова занимали в газете центральное место. После публикации в 36 номере Аксаковым статьи «Публика-народ» газета по приказу правительства была закрыта.

Газета «Парус» была закрыта на втором номере после того, как выступила в защиту свободы слова и раскритиковала цензуру.

Еженедельная газета И. С. Аксакова «День» оказалась более долговечной. Газета выпускалась в Москве с 1861 по 1865 гг.

Ежемесячный журнал «Время» братьев Ф. М. и М. М. Достоевских занимал позицию, близкую к позиции славянофилов. После закрытия журнала под той же редакцией стал выходить журнал «Эпоха», где публиковались произведения Ф. М. Достоевского, Плещеева, Островского, Помяловского, Воронова. Большое место отводилось статьям о вопросах воспитания молодежи, а также имелись отделы иностранных и внутренних новостей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 22.09.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot