Современная зарубежная журналистика продолжает сохранять свое национальное своеобразие даже, несмотря на выраженные интеграционные процессы в глобализации информационного пространства.
Особую группу стран, в которых быстро изменяется журналистика, и происходят довольно сложные процессы в средствах массовой информации, занимают бывшие государства стран социализма, а также постсоветского пространства. Изменения происходят в больше степени в результате экономической и социально – политической трансформации.
Современное положение журналистики
Текущие годы можно охарактеризовать быстрыми процессами, получившими название – глобализация информационного пространства. В первую очередь это связано с быстрым ростом технических возможностей по всему миру, а также достижениями в электронике и коммуникациях.
Резкое вторжение научно – технического прогресса, новых процессов сбора и обработки информации, а также ее дальнейшего распространения поднимает вопрос о грамотном регулировании всего информационного потока. По сей день появляется большое количество предприятий, где основную роль играет финансовый капитал других стран. Так, например, во многих странах Африки, финансирование оказывают акционеры с других континентов, что влечет за собой и право диктовать редакционную политику.
Страны Запада и Соединенные штаты Америки практически полностью перешли к сетевой экономике. Она представляет собой систему, которая обеспечивает быстрый поиск деловых партнеров, продавцов и покупателей, проведение электронных расчетов, а также заключение сделок без каких – либо посредников.
Современный источник дохода журналистики
Ни для кого не станет секретом, что современным источником финансирования периодических изданий всего мира является реклама. В любых средствах массовой информации мы ежедневно встречаем рекламные блоки, заказные и рекламные статьи.
В телевидении мы чаще наблюдаем развлекательные программы, которые пришли на смену новостным, познавательным и интеллектуальным блокам, существовавшим еще десять лет назад в большем количестве.
В результате заинтересованности средств массовой информации в финансово –экономической стабильности мы можем наблюдать это отражение и в публикуемых материалах. Например, во многих странах Запада, материалы с пометкой о критике властей, встречаются в ежедневной прессе.
Сегодня газеты зарубежной журналистики распределяются по следующему принципу:
- Национальные издания;
- Надрегиональные издания;
- Региональные издания;
- Местные издания.
Существует классификация и по периодичности выпускаемых печатных изданий:
- Ежедневные издания;
- Неежедневные издания;
- Утренние издания;
- Вечерние издания.
А также классификация по социальному значению:
- Массовые издания;
- Качественные издания;
- Смешанные издания;
- Газеты предприятий.
Современная зарубежная журналистика отличается своей разносторонностью и вседозволенностью, а также многообразием форм и направлений, по сравнению с изданиями России. Например, американская журналистика славится народной (общественной) направленностью. В 1990 – е годы появляется в США и странах Западной Европы еще два направления: расследовательская и исследовательская журналистика. Кроме того, набирает популярность потребительская журналистика.
Все изменения в работе и функционировании зарубежной журналистики зависит от трех основных условий:
- Общественно – политическая ситуация.
- Идеологические условия в стране.
- Экономические условия в стране.
Все вышеуказанные условия, направлены на повышение эффективности журнально –газетных публикаций, работы телевидения и радиоканалов, в также сетевых Интернет – изданий.