Жаргон – это социальный диалект, отличающийся от общеразговорного языка специальной фразеологией и лексикой, экспрессивностью оборотов, а также особым использованием словообразовательных средств, но не имеющий собственной грамматической и фонетической системы.
Жаргонная лексика как явление
Жаргонная лексика является одной из единиц в структуре нелитературного языка. Простыми словами, жаргонная лексика – это условное разговорное слово, выражение, которое употребляется в отдельных социальных группах. Появление, развитие, изменение, вывод жаргонизмов из речевого оборота происходит в четко изолированной части общества. Часть жаргонной лексики – это принадлежность многих социальных групп. Слова при переходе из одного жаргона в другой могут менять свою форму и значение.
Жаргонная лексика строится на основе литературного языка путем метафоризации, переосмысления, переоформления, звукового усечения и т.д. (например, хата – квартира, чувак – парень, крутой – модный и т.д.). В современном языке жаргон широко распространен, особенно среди молодежи.
Отличительная черта жаргона – это высокая степень экспрессивности слов.
Жаргонизмы в СМИ
В результате снятия цензурных запретов в 1990-х годах произошла активизация жаргонов. На телевидение, радио, печать хлынул поток внелитературной лексики. СМИ сыграли большую роль в распространении жаргона, создавая речевую среду, где формируются и задаются эталоны для подражания. Появление жаргонизмов можно объяснить еще и тем, что грань между жаргоном и литературной нормой размывается. Жаргонизмы становятся средством общения между журналистом и слушателем, читателем, они привлекают грубоватым остроумием, яркой экспрессией, ощущением живости и простоты.
Современный газетный текст – это пример взаимодействия нормированного литературного языка, жаргона и народно-речевой стихии.
Отступления от литературных норм в процессе создания текста создают оценочность, определенную тональность (юмора, иронии, сарказма), экспрессивность, а также способствует созданию максимальной реалистичности в процессе описания явлений. Таким образом, журналисты вступают творцами языка СМИ и влияют на формирование взглядов населений, а иногда и сами формируют их.
В СМИ часто встречаются жаргонные слова. И это порождает своего рода моду на жаргонизмы. Некоторые современные журналы, газеты, теле- и радиопрограммы, стремясь увеличить число подписчиков, зрителей, слушателей, следуют за речевой модой, установившейся в сознании носителей языка. А те люди, для которых телевидение и радио являются авторитетом, воспринимают такую лексику как нормированную. Грубые слова, употребленные не к месту, начинают восприниматься людьми как нормированные.
Есть мнение, что распространение в языке современной публицистики жаргонизмов приводит к существенному снижению уровня языка и речевой культуры прессы. Поэтому следует отличать оправданное употребление жаргонизмов от злоупотребления ими. Хотя необходимо признать, что эта грань достаточно условна.
В погоне за эффектом в прессе часто и необдуманно используются арготические выражения. Криминальный жаргон представлен во всех современных отечественных СМИ, поэтому многие лингвисты взволнованы проблемой, насколько оправдано и уместно использование жаргонизмов в повседневной речевой жизни в рамках литературного языка. Причин проникновения жаргонных слов в язык публицистики много. Среди них выделяются следующие:
- Усиление позиций преступного мира;
- Криминализация общественного сознания;
- Свобода слова;
- Экспрессивность жаргонизмов;
- Отсутствие эквивалента в литературном языке и т.д.
Жаргонизмы в журналистике
В журналистике жаргонная лексика необходима в основном для установления контакта с читателем или для привлечения внимания необычной формулировкой. Жаргонизмы, кроме того, демонстрируют отношение журналиста к освящаемой проблеме. Часто жаргонные слова используются для интригующего заголовка.
Главная функция жаргона заключается в выражении принадлежности говорящего к определенной социальной группе.
Также жаргон используется в художественной литературе для стилизации речи социальной среды, о которой идет речь в произведении, и для речевой характеристики персонажей.
В журналистике разные жаргоны используются по-разному:
- слова из молодежного сленга довольно часто употребляются в молодежных передачах;
- термины – жаргонизмы можно отыскать в специализированных изданиях;
- аргонизмы используются журналистами, описывающими преступный мир и т. д.
в основном, жаргонизмы встречаются в массовых журналах и газетах, на молодежных радиостанциях и телеканалах. Но и в серьезных изданиях, например, в таких, как «Российская Газета», можно встретить жаргонизмы. Также в средствах массовой информации возникают дискуссии о сленге, проводятся исследования о жаргоне и публикуются статьи о жаргонизмах.
СМИ должны быть эталоном русского языка. Необходимо, чтобы использование жаргонизмов в тексте было оправданным, так как свободное использование жаргонной лексики делает русскую речь более разнообразной, свободной, интересной, жизненной.
Кроме того, жаргонизмы в средствах массовой информации с точки зрения объединения разных социальных групп можно считать положительным явлением. Использование жаргонизмов оправдано в следующих случаях:
- Использование жаргонной лексики приводит к оживленному, экспрессивному повествованию;
- Использование жаргонизмов с целью характеристики описываемого предмета, явления, процесса;
- Использование жаргонной лексики при описании среды непосредственного употребления жаргонизмов;
- Употребление жаргонизмов в целях описания ситуации, понятной зрителям и читателям, создания иронии;
- Употребление жаргонизмов при непосредственном цитировании.
Таким образом, в публицистическом тексте имеет место использование жаргонизмов. Они используются в определенных целях, сохраняют эмоционально-экспрессивную окраску. Чаще всего жаргонизмы используются в негативном значении, когда что-то осуждается, высмеивается.