Ирония – это тонкая насмешка в скрытой форме.
Причины использования иронии в газетной периодике
Во время перестройки в языке и стилистике СМИ произошло большое количество изменений. Это неудивительно, ведь в жизни социума случилось много новшеств. Это наблюдалось в конце 20 – начале 21 века, что связано, в первую очередь, с раскрепощенным форматом поведения журналистов и прочих экспертов, которые к ним приближены. Они отказались от официоза (казеного языка и безликого стиля) в пользу иронии и сарказма.
Именно таким является нынешний языковой вкус. Цель его заключается в отрицании догматических установок, которые существовали ранее, а также в стремлении к большей выраженности мыслей, обновленному репертуару и, конечо же, креативной составляющей.
Обновление этих приемов, как правило, имеет тесную и непосредственную взаимосвязь со свежим взглядом на вещи, который сегодня считается насмешливым. В этом нет абсолютно никаких случайностей, ведь в рамках сегодняшней действительности можно найти большое количество оснований для понимания некоторых важных вещей. В свою очередь, ирония выступает в качестве главного средства отношения журналиста к несовершенству.
Внедрение иронии для того, чтобы выражать недовольство кем-то или чем-то, подразумевает также глубинное основание. В рамках философской мысли это явление выступает в качестве метода познания. В нем присутствует нота сомнения и отрицания общепринятых истин. Поэтому с наступлением кризиса использование иронии в газетной периодике стало вполне оправданным шагом.
Стилевой вектор средств массовой информации был направлен на отрицательную оценку. Этот аспект связан с тем, что вместо пафоса на страницах газет стала преобладать ирония. Это два антипода, различие в них заключается в характере оценки и формате ее выражения. Если сравнивать иронию с пафосом, можно сделать вывод о том, что она имеет массу прагматических возможностей.
- Во-первых, она представляет собой мощное оружие в руках журналистов. Все зависит от того, каким именно образом ее использовать. Этот аспект определяется преимущественно поставленными ценами.
- Во-вторых, ирония – не что иное, как эффективный прием влияния на аудиторию читателей, которые устали от оценок, оказывающих влияние на психику.
Именно по этим соображениям в конце 20 века ирония стала выступать в качестве базы поведения представителей СМИ. Это было вызвано большим количеством факторов внешнего и внутреннего типа. Они связаны с реализацией функции влияния на сознание в рамках конкретных сложившихся условий.
На сегодняшний день журналист традиционно обращается не столько к эмоциональному фону читателя или слушателя, зрителя, сколько к его уму. При этом он достаточно широко использует методики интеллектуального влияния, особенно если речь идет об аналитике. Ирония в данном случае способствует формированию подтекста, активизации восприятия читателя и мышления.
Разумеется, ирония не может представлять собой новый прием творчества с точки зрения публицистики. Однако суть ее состоит в том, что в ходе организации всевозможных реформ она перешла далеко за пределы газетной сатиры и стала охватывать все варианты газетной периодики. Цель ее заключалась, в первую очередь, в восполнении отсутствия приемов, которые способствуют сатирическому отображению действительности.
В итоге на сегодняшний день ирония стала представлять собой стилевую черту СМИ, посредством которой происходит отражение характерных особенностей. Если рассматривать данную структуру как сочетание постоянных и переменных элементов, можно отметить, что стилевые черты имеют непосредственное отношение к последней группе, т. к. для них характерны изменения с течением времени. В конкретный период эти черты являются первостепенными и представляют собой активный запас.
Осталось только ответить на вопрос, какое значение имеет ирония в данном контексте. Оно, в свою очередь, заключается в том, что данное направление раскрывает творческую индивидуальность автора материала и тем самым удовлетворяет чувство его эстетики. Наряду с этим она обеспечивает эволюцию средств массовой информации, т. к. подчиняется принципам оценочности.
Само по себе понятие иронии является весьма емким и многоплановым. Если рассматривать его в стилистической и риторической науке, можно отметить, что оно является видом тропа. Если делать это в литературоведении, речь идет о таком виде юмора, который находится между пародией и сатирой. В философской науке, в свою очередь, она позволяет обеспечивать лингвистическое истолкование.
Базовые принципы иронии в газетной периодике
На основании всего, что было изложено выше, можно сделать вывод о нескольких принципах лингвистического понимания иронии.
- Отрицание.
- Насмешка.
Тем не менее, оба этих признака соотносятся между собой достаточно слабо, что свидетельствует о достоинстве одного из них. По этой причине восприятие иронии происходит в качестве синонима, который замещает слово «насмешка». Однако синонимические соотношения между этими понятиями до конца не изучены. По этой причине важную роль играет внесение ясности в данный термин.
Критерии классификации иронии в СМИ
Как уже отмечалось, ирония является многоплановым понятием. В связи с этим основа ее классификации может быть любой. Традиционно она содержит несколько разных признаков одновременно. Так что на сегодняшний день принято различать вербализованную, текстовую иронию. Наряду с этим есть ситуативный и ассоциативный элемент. Имеется явный и скрытый вариант, а также цитатный и нецитатный формат.
В средствах массовой информации применяется большое количество видов иронии, и каждый из них играет значимую роль. Тем не менее, требуется принятие во внимание определенных видов, поскольку некоторые из них встречаются наиболее часто, то есть являются доминирующими. Ирония в газетной периодике – распространенный инструмент воздействия на человеческое сознание.