Газета —это печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.
Создание газетного материала происходит в несколько этапов:
- Выбор темы;
- Поиск источников информации, выбор жанра;
- Работа с источниками информации, поиск вариантов художественного оформления материала;
- Анализ информации, составление плана;
- Написание текста публикации;
- Перепроверка фактуры;
- Редактирование;
- Подготовка окончательного варианта, сдача его в номер.
Работа с информацией
При выборе темы следует руководствоваться принципом – писать о том, о чем интересно было бы узнать аудитории газеты. Актуальную тему обнаружить довольно легко, она всегда «на слуху», нужно только обратить внимание, что обсуждают люди, о чем они говорят. Журналист должен уметь подмечать все самое интересное. Гораздо сложнее предугадать, что будет интересно завтра, когда выйдет газета, и вот здесь проявляется профессионализм журналиста. Из материала читатель должен узнать о том, что он хотел.
Журналисты часто пишут по заданию редактора. В таком случае тема публикации уже выбрана, и задача журналиста – максимально полно раскрыть ее.
Следующий этап работы над газетным материалом – сбор информации. Газетный материал всегда строится на фактах, которые добываются из источников информации. источники информации делятся на три группы: документы, личные наблюдения журналиста, люди.
Журналисту всегда следует добиваться полной уверенности материала. Записанное на диктофон интервью необходимо хранить несколько месяцев на тот случай, чтобы интервьюируемый потом не мог сказать, что «он этого не говорил». Прямую речь (показания свидетелей, распечатку расшифровки интервью) следует завизировать подписью интервьюируемого. Это может уберечь в будущем от возможных неприятностей.
Журналисту не следует доверять «пересказам сказанного». Точная информация – та, что услышана «из первых уст». Однако точность информации не гарантирована даже таким вариантом, поэтому любую информацию следует проверять.
Журналист должен всегда объективно освещать тему. Объективность в первую очередь достигается представлением в материале нескольких точек зрения. Например, если публикация будет о пожаре, журналисту следует узнать версии случившегося и у жильцов дома, и у пожарных, и у газовиков и т.д.
Обязательно ссылаться на источник информации, за исключением случаев, когда это может нанести вред человеку, который предоставил информацию. В этом случае следует объяснить читателю, почему источник информации не оглашается.
Схема газетного материала
Подавляющее число газетных и журнальных статей состоит из следующих частей:
- Название;
- Вводка (лид);
- Основной текст;
- Подпись автора.
Этот перечень является наиболее распространенной схемой печатного материала.
Заголовок – это первое, на что обращает человек внимание, просматривая издание. Именно по названию текста читатель определит, будет ли материал ему интересен. Поэтому заголовок должен быть эффектным. Он должен заинтересовать читателя, вызвать его любопытство. Заголовок должен быть агрессивным, вызывающим, броским, интригующим. Заголовок должен быть информативным, то есть сообщать читателю, о чем говорится в статье. Это является главной функцией заголовка. Человек должен понять, о чем именно идет речь в статье, очерке, репортаже, корреспонденции, интервью. Для заголовка очень важны экстраординарность, оригинальность, экстравагантность. Однако интригующее заглавие должно быть оправдано текстом материала. Чем заголовок короче, тем лучше.
Вводка – это небольшой текст, который обычно располагается под названием и выделяется жирным шрифтом.
Это второе, с чем читатель знакомится, решая, стоит ли ему читать материал. Водку можно назвать саморекламой текста. Поэтому в ней важно дать понять читателю, что конкретно он получит, если прочитает материал:
- любопытную информацию;
- утилитарно-прикладную информацию, которая относится к его работе, досугу, здоровью, быту, коммерческим интересам и т.д.;
- «гражданскую» информацию, которая направлена на побуждение к соучастию в преобразовании общества к лучшему;
- «чувственную» информацию – информацию, рассчитанную на сопереживание;
- информацию развлекательного характера, воспринимаемую как приятное проведение досуга и не более.
Вводка в западной журналистике называется лидом.
Лид –это лидирующая часть материала.
Хороший лид – тот, который сразу вводит читателя в тему материала, заинтересовывает его.
Общая схема знакомства читателя с газетным материалом выглядит так: фотография, заголовок, подзаголовок, лид, первый абзац, последующий текст.
Членение текста на абзацы должно быть оправданным. Как правило, с абзаца начинается новая мысль, что-то поворотное в данной теме, изложение новых фактов. Среднее количество предложений в одном абзаце – 5, причем предложения должны быть небольшими.
По первым словам текста читатель решает для себя, стоит ли его читать, а по последним – понравился ли ему материал. Поэтому концовке следует уделить особое внимание. Читатель автоматически переносит на автора свое впечатление от последних строк. Текст должен иметь логический финал.
Одним из способов привлечения внимания читателя к материалу является использование врезок. Врезка – это текст, вынесенный в рамку. Здесь можно поместить афоризм, лозунг, историю, эффектную фразу из материала, анекдот в тему и т.д. Главное правило – чтобы врезки не мешали, а помогали в борьбе за внимание читателя.
Планирование материала и написание текста
После того, как будут проработаны все возможные источники информации и собраны факты, их необходимо выстроить в логическую цепочку. Цепочка фактов должна стать основой текста. Материал должен отвечать на классические вопросы журналистики: Что? Кто? Когда? Где? Как? Почему?
В материале важно показать и альтернативную точку зрения, другую позицию, отличную от позиции журналиста.
Процесс написания текста является сугубо индивидуальным. Каждый журналист имеет свой стиль написания, свои приемы и методы. Важно избегать канцеляризмов и «официальщины». Текст должен быть написан точно, основан на проверенных фактах, кратко и ясно.
После того, как работа журналиста над материалом завершена, начинается следующий этап – литературное редактирование. На этом этапе текст проверяется на наличие стилистических, грамматических ошибок. Затем готовый отредактированный текст сдается в номер. Материал должен быть сдан вовремя, в надлежащем виде и ожидаемом объеме.