Действенность журналистики – это результативность выполнения ею непосредственно-организаторских функций, степень успеха в информационном обеспечении задач социального развития, проявляющиеся в принятии конкретных мер.
Понятие действенности журналистики
Для журналиста очень важно правильное видение и действенное выполнение непосредственно-организаторских функций. Это обусловлено тем, что такая деятельность неотрывна от социальной ориентации аудитории. Все выводы, практические предложения журналистов, которые важны для аудитории, не должны «пропадать» и для социальной практики. Использование их организациями и лицами, принимающими решения, является прямым продолжением обращения к аудитории и апелляцией от имени общества к тем, кто ответственен за положение дел в рассматриваемой сфере жизни (в администрации, в правительстве, на заводе, предприятии, образовательном учреждении и т.д.). Деятельность журналистов без действенного участия в принятии решений оказывается односторонней, незавершенной, так как нереализованные и невостребованные практические наработки журналистов как общественных деятелей и социальных аналитиков являются «нерациональным» распоряжением результата, достигнутого их усилиями. Кроме того, это ведет к снижению авторитета средств массовой информации и доверия к ним.
Повышение действенности СМИ требует от журналиста соблюдения ряда условий. В первую очередь, журналист при анализе конкретных ситуаций должен задавать себе вопрос – кто и что именно должен предпринять, чтобы положение дел улучшилось? При этом все предложения по поддержке прогрессивных форм деятельности, позитивных начинаний, исправлению недостатков, преодолению трудностей и т.д. формулируются только после анализа, который четко показывает, возможно ли их реализовать и в какие сроки. Касается это и обоснованных предложений, если в данных условиях они невыполнимы.
Фоном и главным смыслом деятельности журналиста становится принципиальное решение по поводу перспектив достижения поставленной цели. Этот подход оберегает журналиста от чрезмерно детального проникновения в специальную область, в которой первое слово принадлежит профессионалам, и позволяет активно вмешиваться в жизнь в соответствии с важнейшими социальными интересами аудитории и общих интересов развития социума. Благодаря этому журналистика способна удержаться в рамках своей специфики, не переход в сферу средств специальной информации. В свою очередь, специалисты с помощью журналистики получают возможность увидеть положение дел и проблемы, требующие решения, с общесоциальных позиций. Без подсказки журналиста такие вопросы нередко оказываются за гранью их внимания, так как оно, в основном, сосредоточено на узкоспециальных вопросах.
Так как решение проблем, которые поднимаются журналистами, а также рассмотрение выдвинутых ими предложений зависят от должностных лиц и социальных институтов общества, крайне важным в практике работы редакция является налаживание контактов с официальными лицами и социальными институтами. Необходимо донести до них суть выступлений средств массовой информации, так как не все институты имеют пресс-центры, собирающие и обобщающие выступления СМИ по вопросам, касающимся их деятельности. Однако даже если материалы доходят до инстанций, они далеко не всегда принимают адекватные меры. Поэтому необходимо убедиться, что выступление СМИ дошло до адресата. Если же реакции не последовало, через некоторое время полезно напомнить о позиции программы или издания, приложить к напоминанию дополнительную информацию. Таким образом, редакция последовательно вмешивается в процесс рассмотрения вопроса, поднятого ею, и занимает активную позицию, стремясь к действенности. Но часто усилий редакции бывает недостаточно, чтобы выступление СМИ оказалось действенным.
Проблемы повышения действенности журналистики связаны со следующими факторами:
- Пренебрежение к деятельности журналистов;
- Нежелание официальных лиц и социальных институтов считаться с мнением СМИ;
- Отсутствие юридической базы, регулирующей отношения между журналистикой и социальными институтами.
Эффективность журналистики
При реализации культурных, идеологических и других функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. Это требует умения найти подход к своей аудитории, заинтересовать ее, увлечь, донести информацию, отвечающую ее потребностям. Поэтому судить об эффективности журналистки только по уровню синтактической и семантической адекватности несправедливо. Часто случается так, что высокие качества журналистского произведения, если рассматривать его только с этих сторон, оказываются «недостатками» с прагматической точки зрения. Употребление, например, редких лексических средств языка, сложных композиционных построений, развитых синтаксических конструкций может привести к нежелательным, дисфункциональным последствиям в конкретной аудитории. К таким же результатам может привести и чрезмерно акцентированное изложение верных положений, которое аудитория может оценить как «давление», слишком большой объем информации, предлагаемый в небольшой отрезок времени и т.д.
Эффективность работы журналистов зависит от прагматических качеств их произведений. Они зависят от владения журналистом методами профессиональной деятельности. Таким образом, все составляющие компоненты содержания и формы его произведения должны быть ориентированы на конкретную аудиторию.
Результаты, которых добивается журналиста, называются эффектами.
Эффекты – это конкретные изменения в поведении и сознании аудитории.
Задачи и совокупности целей, поставленных журналистом в процессе подготовке произведения, определяются системой эффектов. Таким образом, эффективность журналистики – это степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории с учетом возможности журналиста и аудитории.