Социальная реклама – это мощное средство социальной работы, направленное на достижение социально значимых целей, формирование требуемых форм поведения, отношения, установок на решение определенных социальных проблем и т.д.
Роль СМИ в борьбе с наркотиками
Значительную роль в распространении наркомании сыграла пропаганда употребления наркотиков, сначала проникшая в традиционные средства массовой информации, а затем и в Интернет. Причем в Интернете можно встретить неприкрытую пропаганду наркотиков, а в большинстве традиционных СМИ она в настоящее время ведется опосредованно. Наркогенная субкультура на сегодняшний день активно распространяется и поддерживается средствами массовой информации путем распространения «гедонистического мировоззрения».
Гедонистическое мировоззрение – это система представлений, согласно которым удовольствие является основной жизненной ценностью.
Стратегической целью борьбы с наркотикам является уменьшение масштабов немедицинского потребления наркотических веществ, формирование отрицательного отношения к потреблению наркотиков, существенное снижение спроса на эти вещества. Достижение этой цели происходит путем создания в обществе негативного отношения к употреблению наркотиков, в частности, путем проведения антинаркотической пропаганды, а также противодействия деятельности по незаконной рекламе и пропаганде наркотиков, психоактивных веществ и повышения степени информированности населения о последствиях употребления наркотиков.
Для профилактики наркотизации средства массовой информации должны:
- Способствовать информированию населения о работе наркологической службы, в том числе и детско-подростковой;
- Организовать информационно-аналитическое обеспечение, которое осуществляется в целях получения объективной информации для разработки профилактических программ, программ оказания помощи лицам, употребляющим наркотики, больным наркоманией путем проведения на региональном уровне мониторинга ситуации, анализа результатов и составления прогноза развития ситуации;
- Вести пропаганду трезвого образа жизни, пропагандировать молодежные субкультуры, в которых неприемлемо употребление наркотиков (байкеры, брейкеры, культуристы);
- Освещать в СМИ проведение Всемирного дня борьбы с наркоманией, Всемирного дня отказа от курения, проблемы злоупотребления пивом;
- Давать объективную оценку обстановки с наркотиками;
- Предостерегать от употребления наркотиков;
- Формировать негативное отношение к людям, употребляющим токсические вещества, алкоголь, табак;
- Приводить положительные примеры отказа от пагубного пристрастия;
- Выявлять наркотическую рекламу, противодействовать ее распространению;
- Осуществлять непрерывный мониторинг уровня наркотизации, наркопреступности, эффективности борьбы с этими проблемами;
- Не допускать рекламирование сомнительных методик, которые обещают избавление от наркомании;
- Принимать участие в антинаркотической рекламе.
Антинаркотическая реклама
Социальной рекламой называется реклама, которая непосредственно связана с функционированием социальной сферы общества и отражает интересы больших социальных групп, информирует, привлекает внимание к проблемам, возникающим в нем, предполагает в перспективе формирование общественного мнения, ценностных ориентаций и поведения.
Социальная реклама антинаркотического характера – это реклама, направленная на пропаганду здорового образа жизни, формирование трезвеннических установок, предотвращение употребления психоактивных веществ.
Она способствует оказанию социальной, психологической, медицинской помощи, лечению, реабилитации наркозависимых лиц и их близких.
В последнее время антинаркотическая реклама становится объектом научного исследования. Изучается ее роль в процессе формирования трезвеннических установок населения, исследуются основные принципы ее создания, требования к содержанию, способам воздействия. Анализируются каналы распространения и целевые группы и т.д.
Однако детальный анализ антинаркотической рекламы в городском пространстве практически не проводился, несмотря на то, что именно наружная социальная реклама наиболее доступна для восприятия.
Наружная социальная реклама – это стационарная реклама, которая размещается на транспортных магистралях и пешеходных улицах городов, снаружи и внутри транспортных средств, в местах получения медицинских и социальных услуг, на жилых зданиях.
Она может размещаться на баннерах, щитах, билбордах, электронных табло, настенных панно, афишных тумбах, стендах, витринах, транспарантах и т.д. То есть наружная социальная реклама может быть небольшого формата (объявление, листовка) и крупномасштабной (баннер, щит).
Несомненными достоинствами наружной социальной рекламы являются высокий уровень охвата аудитории, доступность, частота, комплексность, сила воздействия, невысокий уровень затрат и т.д. Таким образом, наружная социальная реклама – удачный инструмент антинаркотической пропаганды в городе.
Эффективность социальной антинаркотической рекламы достигается при соблюдении следующих правил:
- Она должна быть адресной;
- При первичной профилактике социальная антинаркотическая реклама направлена на устойчивое положительно отношение к здоровому образу жизни;
- Размещать социальную антинаркотическую рекламу следует в местах скопления молодежи;
- Акцент на здоровье подростка, а не на изображении негативных проявлений наркомании;
- При вторичной профилактике наркомании социальная антинаркотическая реклама направлена на лиц, которые употребляют наркотики или психотропные вещества;
- При вторичной профилактике антинаркотическую рекламу стоит размещать и в местах работы специалистов с наркозависимыми людьми (ФСКН, наркодиспансеры и т.д.);
- К социальной антинаркотической рекламе необходимо привлекать лиц, которые достигли существенных результатов в искусстве, спорте, культуре;
- Социальная антинаркотическая реклама должна быть внедрена в молодежную субкультуру.