Интеллектуальная журналистка – это журналистика, которая описывает и анализирует функционирование людей в современном обществе.
Аналитическая журналистика как жанр
Аналитическая журналистика является отдельным жанром журналистики. Это самостоятельная сфера, охватывающая, то, что не является информированием о происходящих событиях и содержит выраженный прогноз в какой-либо проблемной области. Типологической особенностью аналитической журналистики является способность рефлексивно, аналитически подходит к излагаемому материалу. Аналитическая журналистика не только сообщает факты, но и анализирует их.
Заслуживает внимания и такой жанр, как интеллектуальная журналистка. В отечественных СМИ он практически не представлен. Такой специфический аналитический продукт в нашей стране практически отсутствует ввиду узко-экономической аналитики вкупе с социологией, оперирующей количественными данными. В результате широкая аудитория гораздо лучше ориентируется в экономической, нежели идейной жизни общества.
Аналитическая журналистика является высшим стилем журналистки. Ее критерии универсальны во всем мире. к ним относятся:
- Качество интеллекта журналиста, его способность соотносить происходящее с историей и с существующим проблемным пространством;
- Владение речью. Журналист пишет для простых людей, не для экспертов, поэтому должен уметь выражать сложные мысли простым языком. Размеры журналистской аудитории не ограниченны, поэтому любой человек, который умеет читать, должен понять, о чем говорит журналист;
- Личная смелость журналиста;
- Наличие пространства, где журналист имеет свободный доступ к информации.
Аналитики в российских СМИ
Одной из самых примечательных особенностей российских СМИ является их нацеленность не столько на сообщение информации, сколько на исследование, анализ, истолкование происходящих процессов, событий, ситуаций.
Поэтому СМИ выработали довольно эффективную систему аналитических жанров. Эта система не есть что-то постоянное, она постоянно развивается, адаптируется к возникающими перед аналитической журналистикой задачами. Наиболее крупные изменения произошли в последние несколько лет: «модификация» некоторых известных жанров, возникли новые устойчивые типы публикаций аналитического характера.
В начале 1930-х годов было заметно первое движение репортажа в сторону аналитики. Конечно, классический репортаж оставался. Но в 1930-е годы к классическому репортажу прибавилась и межжанровая форма – например, репортажи М. Кольцова, которые одновременно похожи и на статьи, и на очерки. Еще через несколько десятилетий в трудах Ю. Роста, Г. Бочарова. В. Черткова и т.д. выделился новый вид репортажа – аналитический.
В начале 1990-х годов наблюдалось развитие классического познавательного репортажа, а краса и гордость популярнейших изданий, аналитический репортаж словно исчез. Он внешне перешел в расследование-статью, расследование-корреспонденцию. Это произошло из-за того, что события происходило настолько стремительно, быстро, что времени их глубоко обдумывать не оставалось. Вдруг открылись явлении и предметные, которые до этого полагалось не замечать. Журналисты тут же кинулись их освещать. Они писали о притонах наркоманов, о рынках живого товара, салонах хиромантов и т. д. Читателю же, который устал от проблем, было гораздо интереснее наблюдать со стороны, чем принимать участие в охоте за мыслью.
В 1992 году начался стремительный рост вещательных каналов в России. Аналитическая журналистика вышла на совершенно новый уровень развития. Возникли новые информационно-аналитические программы (информационно-аналитический еженедельник «Итоги», ведущим которого был Е. Киселев, «Зеркало», «9.59», «Обозреватель», «Время» с Сергеем Доренко).
Таким образом, отношение каналов друг к другу, ранее отличавшееся лояльностью, стало прямым и беспощадным.
В 1996 году наступил новый этап в развитии СМИ. Они теперь стали инструментом борьбы на выборах. Все информационно-аналитические программы, существующие тогда в стране и пользующиеся популярностью у зрителей, стали вести похожую политику. Суть этой политики можно свести к одному – у власти должен быть Б. Ельцин.
Можно сказать, что в демократическом процессе независимая аналитическая журналистика отсутствует.
Аналитическая журналистика связана с политикой.
В России пока публичная «аналитика» преимущественно выполняет манипулятивную функцию.
Намеренно усложненный язык популярной экономической аналитики 199-х годов с нескрываемым пренебрежением к читателю был призван показать, что обычным людям с их повседневными представлениями и обыденным интересами не разобраться в тонкостях современного общества. Однако с расширением информационного пространства благодаря Интернету постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону.
Критериями профессионализма в области аналитической журналистики являются:
- Рефлективность;
- Уважение и доверие к читателю;
- Непредвзятость;
- Компетентность.
С экономической точки зрения аналитическая журналистика – это вопрос менеджмента. Яркая личность всегда должна иметь талант себя продать. Рекламодатели ограничивают свободу журналиста и редактора, а в аналитической журналистике это проявляется особенно ярко.
Но в России политический спрос на аналитическую журналистику пока еще очень узок. Потребителем продукта является бизнес-элита, политическая элита и просто образованный читатель. Как правило, заказчиками являются бизнес-структуры. Этим, возможно, можно объяснить односторонне экономизированную направленность аналитической журналистики, ее сравнительное равнодушие к интеллектуальной сфере.