Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Звукоподражательная теория происхождения языка

Все предметы / Языкознание и филология / Звукоподражательная теория происхождения языка
Содержание статьи

Сущность теории и ее недостатки

Проблема возникновения языка людей крайне активно обсуждалась в XVIII веке. Ученые были одержимы идеей выяснить пути происхождения языка. Практически все ведущие мыслители того времени генерировали различные гипотезы касательно этого вопроса.

Одна из наиболее популярных теорий происхождения языка - звукоподражательная теория, в соответствии с которой язык сформировался из подражаний природным звукам. Смысл данной гипотезы заключается в том, что древний человек мог осознанно или неосознанно стремиться подражать звукам окружающего мира, например, крикам животных, шуму дождя, пению птиц, поэтому первые слова – это звукоподражания. Данная теория поддерживалась древнегреческим философом Демокритом, немецким философом и ученым Лейбницем, американским ученым Уитни и пр. Они рассматривали звукоподражание довольно широко: в качестве непосредственно звукоподражания и в качестве звукосимволизма, то есть обозначения звуками свойств предметов.

На самом деле, каждый язык содержит ряд звукоподражательных слов, например, «кукушка», «хрюкать», «шуршать», «шелест». Такого рода слова схожи в разных языках, например: «кукушка», в чешском По данной теме мы уже выполнили реферат Чешский язык подробнее языке звучит «кукачка», в болгарском – «кукувица», в немецком – «кукук», во французском По данной теме мы уже выполнили реферат Метафора во французском языке подробнее – «куку», в итальянском – «куколо», в турецком – «гукук» и пр. Но есть языки, в которых то же слово звучит иначе: украинский – «зозуля», китайский – «дуцзюнъ», японский – «хототатису».

Даная гипотеза содержит массу неясностей. Даже если звукоподражания и были первыми словами, то непонятно, как люди начали использовать основную массу слов, не похожих на звуки природы. Чтобы «звукоподражать», нужно очень хорошо управлять собственным речевым аппаратом, что было невозможно для первобытного человека, не имеющего развитой гортани.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Иными словами, основной недостаток звукоподражательной теории – это то, что она не учитывает биологических, психических и общественных предпосылок возникновения языка. Однако, реальное существование звукоподражательных слов не дает возможности нам говорить о ее полной несостоятельности.

Звукоподражательной теорией объясняется появление первых слов подражанием звукам природы. Например, основой слов куковать, мяукать, бахать, квакать являются звуковые особенности обозначенных действий.

Принцип звукоподражания в формировании языка

Однако принцип звукоподражания, не исчерпывается исключительно подражанием природным звукам. Этот принцип распространяется сторонниками теории и на отражение незвукового признака в звучании называемого предмета или явления. В таком случае звукам приписывается способность быть символом какого-либо чувства или качества. В зачаточном состоянии теория звукоподражания зародилась в рассуждениях философов Древней Греции. В развернутом виде данную теорию представил в своих трудах Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Г.В. Лейбниц высказывал точку зрения о том, что первые человеческие языки имели естественное звукоподражание: в звучании слов были отражены звуки окружающего мира. С развитием языка принцип подражательности трансформируется в другие формы, становясь символическим. Постепенно, принцип звукоподражания начинает терять свое значение: в современном языке людей слова перестали основываться на этом способе формирования. Иными словами, Лейбниц Г.В. рассматривал принцип звукоподражания в качестве основы происхождения человеческого языка в качестве основы появления дара речи у людей.

Положительная сторона данной гипотезы заключается в попытке рассмотрения механизма производства первых человеческих слов. Помимо этого, признание первоначальной связи звучания со значением доказывает естественный, а не божественный характер возникновения языка человека. В исследованиях последних десятилетий значительная роль отведена звукоподражанию и звукосимволизму (вместе с жестовым языком) в возникновении человеческого языка.

Решение вопроса о едином взгляде на происхождения языка, самым непосредственным образом сопоставляется с проблемой становления человеческой личности, формированием человеческого общества. К перечню основных причин, возникновения речи, исследователи причисляют социальные явления.

Звукоподражательная теория базируется на двух основных положениях:

  • первые слова представляли собой звукоподражания;
  • в слове символично его звучание, значение отражает природу вещей.

Еще в древности философы отметили роль общения в качестве одной из причин возникновения языка людей. Диодор Сицилийский (5 век до н.э.) писал, что изначально люди жили жизнью, неустроенной и крайне похожей на звериный образ жизни, выходя на пастбища вразброд и питаясь травой и фруктами и ягодами. Нападение зверей и необходимость добывать пропитание вынудили их оказывать друг другу помощь, и, собираясь в группы от страха, они постепенно начинали друг друга узнавать. Их голос был еще нечленораздельным и бессмысленным, но постепенно они начинали изъясняться членораздельно и, условившись называть определенный предмет каким-то символом, они создали понятное для всех них изъяснение относительно всего окружающего. Так как такого рода объединения обнаруживались по всему миру, то язык не у всех племен оказывался равнозвучным, так как любая группа людей случайным образом составляла свои слова. С этим и связано разнообразие характера языков, а изначально возникшие объединения и дали начало всем племенам.

Замечание 2

Безусловно, любой язык планеты Земля содержит определенное количество звукоподражательных слов, например, ку-ку, гав-гав, но этих слов крайне мало и с их помощью невозможно полноценно объяснить возникновение названий «немых» предметов (море, коса, небо и пр.).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис