Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Происхождение и формирование языка

Все предметы / Языкознание и филология / Происхождение и формирование языка
Содержание статьи

Понятие «язык»

Определение 1

Язык – это средство выражения мысли человека, средство общения людей.

Основываясь на этом определении, можно выделить две функции языка – коммуникативную и мыслеформирующую. Этими функциями определяется сущность и основное назначение языка.

Общение существует не только между людьми. Также общение отмечено между животными, а в современном мире – общение человека и машины.

Общение животных связано в первую очередь с инстинктами и протекает только если необходимо предать определенные сигналы – об опасности, готовности воспроизводить потомство, защищать территорию и пр.

Человеческое общение стоит на ступень выше. Языковым общением подразумевается не только инстинктивная передача информации, выраженная преимущественно невербальным путем – мимикой и жестами, но и обмен мыслями. Такой обмен может быть выражен передачей звуков устно, также без этого – письменно или посредством языка глухонемых. Также нужно отметить языки, алфавиты которых приспособлены для передачи информации определенными средствами – азбукой Морзе, морским флажковым.

Язык является системой, в которой осуществляется объединение смыслов и звуков (жестов, знаков, движений). Он определяется и при отрыве от речи и поддается изучению. Например, мертвые языки, такие как латинский и древнееврейский – люди могут ими овладеть, несмотря на то, что в мире отсутствуют человеческие общности, использующие данные языки для общения. Также сюда можно отнести искусственно созданные языки – универсаль, эсперанто и пр.

Маслов Ю.С. разделял языковую систему на две части:

  • инвентарь, то есть система единиц языка;
  • грамматика – система правил взаимодействия языковых единиц между собой.
Замечание 1

Такая система является базисной для речевой деятельности, выражаемой через акты говорения и понимания, из которых формируются тексты. Система циклична и тексты могут изменить инвентарь и грамматику языка, то есть в языке могут появляться или исчезать слова, изменяться грамматические конструкции и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Происхождение языка

Речь языка в качестве коммуникативного средства и средства выражения мысли человека могла сформироваться только при определенных условиях.

Вопрос происхождения языка интересовал уже древних греков, но полемика по нему идет и сегодня.

Общепринято несколько теорий происхождения языка:

  1. Звукоподражательная теория. Суть данной теории заключается в том, что человек еще не имеет языка, но при этом слышит звуки природа и старается им подражать, при этом он разработал систему, благодаря которой мог выстроить общение. Отрицать данную теорию нельзя, так как каждый язык содержит звуки природы (ку-ку – кукушка и пр.), но при этом нельзя и утверждать с полной уверенностью, что человек может на основе таких элементарных звуков разработать сложную языковую систему и называть предметы, которые не издают никаких звуков (камень, цветок).
  2. Теория междометий – была разработана эпикурейцами и развита Ж.-Ж. Руссо в XVIII веке. Сторонники данной теории считают, что язык сформировался из междометий, то есть звуков, которые сопровождали эмоции первобытного человека (ох – охать, хи-хи – хихикать и пр.). Таких слов в языках еще меньше, чем звукоподражательных, также в языке есть масса слов, не связанных с эмоциями, например, имена собственные предметов – стул, ложка, шкаф и пр. Для этих слов и должен был возникнуть язык, а не для того, чтобы выражать эмоциональное состояние человека, которое можно легко передать посредством мимики и жестов.
  3. Теория трудовых выкриков – разработана в трудах вульгарных материалистов и состоит из положений о том, что язык сформировался на основе выкриков, которые человек воспроизводит в момент трудовой деятельности. Эти выкрики не несли в себе никакой смысловой нагрузки, они ничего не выражали и использовались только для ритмизации труда. Так как эти выкрики не несли в себе никакой функции – коммуникативной, номинативной, экспрессивной, сложно говорить о них как о родоначальниках языка людей вообще.
  4. Трудовая теория – была разработана Энгельсом. В соответствии с ней, первобытное общество, чтобы выжить должно было объединиться в группы. Именно групповой характер труда и заставил человека налаживать коммуникацию с сородичами. Язык – это наиболее удобное средство для этого. По мере усложнения труда, усложнялся и человеческий язык. Эта теория хорошо прослеживается в современном обществе, в котором идет стремительное развитие технологий, то есть появляются неологизмы, устаревшим словам придается новый смысл.
  5. Теория социального договора – разработана Адамом Смитом, который говорил о том, что язык сформировался при возникновении общества, в качестве средства, необходимого для того, чтобы люди могли договориться. Теория может быть отмечена и на более поздних этапах развития языка. Например, договоренность мирового общества о международных обозначениях терминов. В древнем мире, сначала нужно было иметь язык, а уже потом договариваться о чем-либо.
  6. Божественная теория – есть у любого народа и говорит о том, что язык создал Бог или боги, или божественные мудрецы. На сегодняшний день ученые не имеют единого мнения относительно происхождения языка, но можно предположить, что язык сформировался под воздействием нескольких процессов, что делает верным сразу несколько теорий.
  7. Антропологическая теория – данная теория объясняет появление языка физиологической эволюцией человека. Изменения в строении гортани и голосовых связок, как считают сторонники этой теории, и привело к появлению речи.

Нельзя точно сказать, что какая-то из названных выше теорий единственно верная. Но, можно предположить, что появление языка может быть связано сразу с группой факторов, состоящих из нескольких теорий. Например, может быть так, что человек эволюционировал в процессе трудовой деятельности и язык сформировался не только как следствие изменения его голосовых связок, но и из-за необходимости осуществлять групповую коммуникацию.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис