Языкознание – это наука, изучающая естественный человеческий язык во всех его проявлениях.
Генеративизм как основное направление языкознания в XX веке
В первой половине XX века основным лингвистическим направлением был классический структурализм. В середине двадцатого столетия свои лидирующие позиции он уступил генеративному (порождающему) языкознанию, которое, оставаясь приверженным идеям универсальной грамматики и использованию логико-математических методов, дополнительно обратилось к психологической науке (в первую очередь, к её когнитивному направлению).
Положительным отличием генеративизма от классического структурализма было то, что он включил в лингвистическое исследование динамический аспект. Кроме того, новое направление языкознания способствовало формированию ряда новых идей, методов, принципов лингвистического исследования (особенно это касалось изучения семантической и формальной структуры предложения и текста).
Однако генеративизм не исключил встречающейся и у структурализма методологической ограниченности. Это означало, что интересы генеративизма замыкались на изучении внутренней структуры языка, при этом не учитывая внеязыковые факторы и языковую деятельность говорящего. Следовательно, генеративизм также использовал главный методологический принцип структурной лингвистики – принцип редукционизма.
Характеристика функционально-деятельностного языкознания
К концу XX века наступило определённое разочарование как в структурном, так и в порождающем языкознании. В связи с этим на первый план выдвинулось функционально-деятельностное языкознание, которое объединило в себе новые лингвистические концепции, течения и школы, предполагающие широкое понимание языка. То есть взгляды на языковые явления не ограничивались совокупностью структурных отношений между дискретными языковыми единицами, порождающих операций, которые связывают эти единицы, а также их номенклатурой (или инвентарём).
Представители функционально-деятельностного языкознания занимались изучением следующего перечня языковых процессов:
- языковая деятельность отдельных людей;
- общественная языковая деятельность;
- «работа» языка, который обеспечивает порождение высказываний и их последующие восприятие и понимание.
Чтобы эти процессы были надлежащим образом осмыслены, представители этого направления использовали достижения не только традиционного, структурного и генеративного языкознания, но и смежных научных дисциплин с применяемыми в них исследовательскими приёмами и процедурами.
Функционально-деятельностное языкознание включало в себя большое число лингвистических дисциплин, которые не всегда обладали чётко определённым лингвистическим статусом:
- социолингвистика;
- психолингвистика;
- этнолингвистика;
- нейролингвистика;
- стилистика лингвистика текста;
- новая риторика;
- теория речевых актов;
- прагмалингвистика;
- лингвистика динамически развивающегося дискурса (в том числе диалогического);
- функциональная семантика;
- когнитивная лингвистика;
- этнография речи;
- коммуникационная грамматика;
- конверсационный анализ и ряд других дисциплин.
Как правило, данные дисциплины преимущественно были построены на основе принципа синхронизма, хотя некоторые из них дополнительно базировались и на принципе диахронизма.
Проблема взаимоотношения отдельных течений языкознания XX века
В XX веке достаточно остро встал вопрос о понятии научной парадигмы в языкознании, поскольку считается, что неадекватно его применять к истории языкознания. Обычно смена научной парадигмы предполагает революционное изменение научных взглядов и всеобщую переориентацию исследований на новые принципы. Но для таких лингвистических течений, как структурализм, генеративизм и функционализм, были отмечены преимущественное использование общего принципа синхронизма и общие противостояние историко-генетического языкознания. Однако ни одно из данных направлений так и не смогло полностью заменить историко-генетическое языкознание.
Современное языкознание характеризуется сосуществованием взаимодополняющих друг друга, но сформировавшихся в разное время подходов (синхронического и исторического, внутриструктурного и функционально-деятельностного). Несмотря на то, что первоначально возникшие течения противоположны друг другу, постепенно они начинают активно обменивать друг с другом понятиями, идеями, приёмами и процедурами исследований. Таким образом, в настоящее время в языкознании мирно сосуществуют историко-генетическое, системно-структурное, генеративное, функционально-деятельностное направления, каждый из которых ориентирован на познание различных сторон языка и соотносит себя с «традиционным» языкознанием.
Следствием описанной выше ситуации является сложность адекватного описания какого-либо отдельного самостоятельного лингвистического направления, концепции, течения, научной школы. Поэтому необходимо учитывать множество существующих признаков.
Для решения поставленной задачи рассматривают следующие, нередко противоречивые между собой признаки:
- стремление исследователя рассмотреть и изучить все аспекты языкового феномена, то есть языка в широком смысле слова, или же остановиться на каком-нибудь конкретном языковом явлении;
- сосредоточение лингвистом внимания на изучении внутрисистемных отношений языковых явлений или на выявление общесистемных свойств языка;
- описание единиц языковой системы как единства двух составляющих – плана выражения и плана содержания или же их отдельное рассмотрение;
- интерпретация языка либо как динамической системы (изменяющейся во времени), либо как статической системы (пребывающей в покое);
- исключение временного фактора или же акцентирование внимания на исторической изменчивости языка;
- выделение в функционировании и развитии языка внутрисистемных отношений или внеязыковых факторов;
- рассмотрение языка как материального явления или как идеального явления.
Таким образом, характеристика современных лингвистических направлений представляет для исследователей определённую сложность.