Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сpaвнитeльнo-иcтopичecкий мeтoд в языкoзнaнии

Все предметы / Языкознание и филология / Сpaвнитeльнo-иcтopичecкий мeтoд в языкoзнaнии

Основные сведения о сравнительно-историческом методе

Определение 1

Сравнительно-исторический метод в языкознании – это совокупность приёмов и способов, которые используются в сравнительно-историческом языкознании для историко-генетического исследования языков и явлений, связанных с ними, и установления исторических закономерностей их развития.

Сравнительно-исторический метод является важнейшим инструментом изучения истории языков. С его помощью лингвисты могут диахронически отследить эволюционный путь ближайших языков-родственников, основываясь на доказательствах их происхождения от одного общего языка-предка.

Основная цель, на достижение которой направлен сравнительно-исторический метод, заключается в реконструкции этих самых языков-предков (праязыков, протоязыков, родительских/материнских языков) определённых языковых семей и групп, воссоздания их развития и последующего расщепления на самостоятельные языки.

Также сравнительно-исторический метод используется лингвистами для того, чтобы описать с точки зрения сравнительно-исторического языкознания языки, которые входят в состав того или иного родственного объединения (то есть создать соответствующие грамматики и словари).

История появления сравнительно-исторического метода

Считается, что начало сравнительно-исторического языкознания относится к периоду Средневековья, когда европейцы открыли литературный язык Древней Индии – санскрит, и отметили некоторые его сходства с рядом европейских языков. В частности, на данный факт указывал британский филолог XVIII века Уильям Джонс.

Сравнительно-историческое языкознание (а следовательно, и сравнительно-исторический метод) активно стало развиваться как наука с начала XIX века. Его основоположниками считаются сразу 3 учёных, проводивших свои исследования независимо друг от друга:

  • Франц Бопп;
  • Расмус Кристиан Раск;
  • Александр Христофорович Востоков.

Декларативные тезисы У. Джонса были подтверждены немецким лингвистом Францом Боппом. Он использовал сравнительный метод для исследования спряжения основных глаголов в санскрите, греческом, латинском и готском языках, в том числе сопоставляя как корни, так и флексии.

Готовые работы на аналогичную тему

Датский лингвист Расмус Кристиан Раск в большей степени обращал внимание на грамматические, нежели лексические сходства языков. Сравнительным методом он отказал в родстве исландскому, гренландскому, кельтскому и баскскому языкам. Далее он осуществлял сопоставление исландского языка со скандинавскими и германскими языками, далее с балтийскими и славянскими, а также с греческим и латинским.

Российский филолог А. Х. Востоков занимался только славянскими языками. Главной его заслугой считается введение в языкознание практику сопоставления данных живых языков с материалами уже вымерших языков. В настоящее время этот приём стал одним из основных в сравнительно-исторических исследованиях лингвистов.

Замечание 1

Таким образом, работы этих учёных не только теоретически декларировали сравнительно-исторический метод в языкознании, но и продемонстрировали его использование на практике.

Особенности сравнительно-исторической методики

Сравнительно-исторический метод состоит из нескольких методов, главными из которых можно назвать:

  • установление генетического родства между языками;
  • выявление на различных языковых уровнях сходств и различий сравниваемых языков;
  • на основе предшествующего приёма реконструкция первоначальных и промежуточных языковых состояний, в том числе воссоздание исходных протоязыковых состояний (архетипов);
  • определение места языковых явлений и состояний во времени и пространстве;
  • на основе ранее полученных результатов осуществление генеалогической классификации языков.
Замечание 2

Доминирующим приёмом в сравнительно-историческом методе является сравнение, которое может универсально применятся в большинстве лингвистических исследованиях.

В целом сравнительно-исторический метод и составляющие его отдельные приёмы и способы опираются на некоторые основополагающие начала – принципы. Особо значим принцип системности. Это связано с тем, что сравнивают не частные языковые явления, а целые языковые системы.

Кроме того, ещё одним существенным принципом сравнительно-исторического метода является принцип ретрогностики. Он заключается в накоплении знаний о предшествующих этапах исторического развития языков.

Сравнительно-исторический метод также используется для установления исторических закономерностей развития родственных языковых систем. В большей степени оно достигается благодаря изучению фонетико-фонологического и морфологического уровней этих систем. Причём направление лингвистических исследований, проводимых в этой области, может быть следующим:

  • ретроспективное направление, которое заключается в последовательном исследовании языковой системы от её исторически зафиксированного состояния к первоначальному;
  • проспективное направление, которое противоположно ретроспективному – исследование от первоначального состояния системы к более позднему.

Помимо непосредственно собственных приёмов современная сравнительно-историческая методика во время проведения лингвистических исследований активно использует приёмы других методов. В первую очередь это относится к типологическому, филологическому, вероятностному и квантитативному методам, а также к методу моделирования.

Составной частью сравнительно-исторического метода являются ареальные (лингвогеографические) приёмы исторического изучения языков. Они направлены на решение задач по воссозданию картины распада протоязыковых общностей на диалектные группы, а также по выявлению ареальных (то есть районных) связей между языками, которые составляют эти общности.

В случае отсутствия старописьменных артефактов изучаемых языков сравнительно-исторический метод допускает использование данных современных языков и диалектов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис