Общее понятие о социальном языкознании
Социальное языкознание – это раздел языкознания, исследующий функционирование языка в связи с социальными условиями его существования.
Социальными условиями называется совокупность внешних обстоятельств, в которых происходит развитие и функционирование языка: общество людей, разговаривающих на данном языке, его социальная структура, возрастные, статусные, культурные, образовательные, территориальные и поведенческие различия между носителями языка.
Другое название социального языкознания было предложено американским социологом Германом Карри в 1952 году – социолингвистика.
Понять особенности социального языкознания и его отличия от «обычного» языкознания поможет рассмотрение истории его развития.
История развития социального языкознания
Факт о социальной неоднородности языка был известен с давних времён. Впервые эта проблема была теоретически рассмотрена в научной работе испанского преподавателя Гонсало де Корреас в начале XVII века, где он выделил социальные разновидности языка, например, язык горожан, язык проповедниов, язык женщин и т.д.
Подавляющее большинство лингвистических школ изучало язык в неразрывной связи с общественной жизнью (это объяснялось возможностью существования языка только в человеческом обществе). Поэтому во многих странах социальные условия языка изучались «классическим» языкознанием.
Исключением стала американская лингвистическая школа, что обусловило выделение социального языкознания в качестве самостоятельной дисциплины именно в Соединённых штатах Америки.
Значительными концепциями, сыгравшими важную роль в развитии социального языкознания ХХ века, были:
- концепция распределения языковых средств по общественным сферам, деление которых социально обусловлено (Ш. Балли);
- концепция социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей (Б. Гавранек, А. Матезиус);
- концепция зависимости интенсивности языковой эволюции от интенсивности общественного развития при хроническом отставании языковых изменений от социальных (Е. Д. Поливанов);
- концепция исследования городского языка методами изучения сельских диалектов (Б. А. Ларин);
- концепция необходимости социальной и территориальной диалектологии (Е. Д. Поливанов);
- концепция изучения языков отдельных социальных групп (жаргонов, арго и др.) в целях полноценного исследования национального языка (Б. А. Ларин, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев).
Также значительный вклад в социальное языкознание внесли лингвисты И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ш. Балли, Ж. Вандриес, Ф. Брюно и др.
Статус социолингвистики как научной дисциплины
Социальному языкознанию присущ междисциплинарный характер, поскольку оно образовалось на стыке двух наук – социологии и языкознания. Поэтому на первоначальном этапе его развития велись дискуссии, к какой науке больше относится социальное языкознание. Однако к концу ХХ века социальное языкознание определилось в качестве «языковедческой» дисциплины, но и многие черты социологии в нем также присутствуют (в первую очередь, методы исследования).
Объектом социального языкознания является не сам язык, а его функционирование. Внутренняя структура языка принимается за данность, поэтому она в рамках социального языкознания не изучается. А функционирование языка изучается с учётом влияния социально значимых факторов (пол, возраст, статус, образование и т.д.). Если изучается общество, в котором говорят на нескольких языках, то языковед должен исследовать механизмы функционирования нескольких языков в их взаимодействии, чтобы определить в каких сферах социальной жизни они используются, какой из них считается главенствующим и т.д.
Социальное языкознание изучает ряд проблем, среди которых основными считаются:
- проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры;
- проблема национального языка;
- проблема языковой ситуации, под которой понимают комплекс форм существования языка, обеспечивающие взаимодействие на определённой территории близких диалектов;
- проблема взаимодействия языка и культуры;
- проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и диглоссии (взаимодействия подсистем одного языка);
- проблема языковой политики государства.
Методы социального языкознания, обусловленные сущностью дисциплины, представляют собой объединение лингвистических и социологических процедур. Они подразделяются на методы полевого исследования (анкеты, интервью, наблюдение) и методы социолингвистического анализа языкового материала (при помощи использования статистического аппарата). Для обработки полученных результатов используются разновидности корреляционного анализа.
Микро- и макросоциальное языкознание
В зависимости от уровня изучения языка и определения «индивидуальности» выделяют микро- и макросоциальное языкознание.
Микросоциальное языкознание изучает языковое поведение индивида и внутригрупповое общение малых групп. Индивидуальность понимается как совокупность характеристик конкретного индивида, позволяющих отличить его от других индивидов. Лингвисты данного течения изучают непосредственно речевой акт, конкретные условия его воспроизведения, социальный статус и родство разговаривающих, жесты, пространственную близость, зрительный контакт, отношение и цель к другим собеседникам.
Макросоциальное языкознание изучает межгрупповое общение на уровне крупных групп, классов, наций и государств. В данном случае языковед будет исследовать языковые различия в обществе, обусловленные возрастом, полом, национальностью, образованием, профессией. Особое внимание будет приковано к межгрупповому общению, например, к защите прав языковых меньшинств, коммуникации представителей различных этнических сообществ и др.