Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Генеалогическая классификация языков

Общая характеристика генеалогической классификации языков

Определение 1

Генеалогическая (или генетическая) классификация языков – это группировка языков мира, основанная на установлении между ними языкового родства.

Замечание 1

В данном случае под языковым родством понимают происхождение языков от одного общего языка-предка (также называемого родительским языком / протоязыком / праязыком).

Доказательством общего происхождения языков является обнаружение общего происхождения морфем этих языков (корней и аффиксов), которое, в свою очередь, подтверждается наличием в них регулярных межъязыковых фонетических соответствий.

Таким образом, для генеалогической классификации языков требуется создать сравнительно-историческую фонетику, с её помощью реконструировать морфемы (в первую очередь, корни) праязыка и проследить (по строгим правилам) их превращение в морфемы дочерних языков (языков-потомков). Этим способом установлено языковое родство большинства современных языковых семей.

Чтобы определить конкретное место языка в генеалогической классификации, необходимо воспользоваться сравнительно-историческим методом, который заключается в сопоставлении языка с другими родственными языками той же семьи и с их общим праязыком.

Взаимосвязь генетически классифицированных языков

В случае генеалогической классификации языков их группируют в соответствующие таксономические единицы. На примере русского языка это выглядит следующим образом:

  • макросемья – ностратическая;
  • семья – индоевропейская;
  • ветвь – балто-славянская;
  • группа – славянская;
  • подгруппа – восточнославянская;
  • язык – русский.

Кроме того, возможно осуществить генеалогическую классификацию внутри одного языка. Это осуществляется для достижения целей частного языкознания, например, лингвистической русистики:

Готовые работы на аналогичную тему

  • наречие – северорусское;
  • диалект – костромской;
  • говор – ростовский.
Замечание 2

Основной таксономической единицей в генеалогической классификации языков выступает языковая семья. Она представляет собой генетическое объединение языков. В основе этого объединения лежит общее происхождение языков от единого праязыка.

Как правило, язык-предок языковой семьи должен был существовать 6—7 тысяч лет назад. Этот временной интервал был взят с примера индоевропейской языковой семьи, которая является крупнейшей – на её языках разговаривают около 3 миллиардов людей.

В последние десятилетия лингвистами предпринимаются попытки осуществить генеалогическую классификацию языков для временного периода более раннего, чем 7 тысяч лет назад. В данном случае предполагается говорить о макросемьях, которые объединяют несколько выделенных языковых семей. Однако на сегодняшний день эти предположения носят гипотетический и неподтверждённый (в отличие от семей) характер.

Одной из таких макросемей является ностратическая макросемья, которая помимо индоевропейской включает в себя алтайскую, уральскую, афро-азиатскую и другие языковые семьи. По разным подсчётам предполагается, что единый ностратический праязык существовал и начал распадаться 10-20 тысяч лет назад.

Замечание 3

Однако не для всех языков, существование которых было доказано, было установлено родство с какими-нибудь другими языками. Выделяют два типа таких языков: изолированные и неклассифицированные языки.

Изолированный язык (также называемый язык-изолят) представляет собой язык, о котором собрано достаточно лингвистических данных, позволяющих сделать вывод об отсутствии какого-либо языкового родства и его невключении ни в одну из известных языковых семей. Такой язык образует как бы отдельную языковую семью, состоящую только из него самого. Примерами изолированных языков выступают баскский, шумерский, бурушаски, нивхский, хадза, эламский.

Неклассифицированные языки являются малоизученными из-за нехватки данных о них. В результате этого установить их родство с другими языками не представляется возможным.

Развитие научной разработки генеалогической классификации языков

Непосредственно научным рассмотрением генеалогической классификации языков занялись в XIX веке – вместе с развитием общего языкознания. Однако исследования, касающиеся эти вопросы, проводились ещё во времена Средневековья.

Так, тюркский филолог XI века Махмуд аль-Кашгари изучал вопросы взаимосвязи тюркских языков; арабские и еврейские лингвисты того времени осуществляли сравнение между собой семитских языков и т.п.

Накопившиеся к концу XVII века разрозненные данные о генеалогической классификации языков синтезировал немецкий философ Г. Лейбниц - он разработал теорию исторического происхождения языков и осуществил их генеалогическую классификацию. Кроме того, к его достижениям относятся опровержение тезиса о происхождении всех существующих языков от древнееврейского языка и установление исторической близости между некоторыми языками (например, германскими и славянскими, финским и венгерским и т.д.).

В начале XIX века в рамках сравнительно-исторического языкознания были установлены первые научные основы генеалогической классификации языков. Тогда установление родства языков и их генеалогическая классификация основывались на теории родословного дерева немецкого языковеда А. Шлейхера.

ХХ век для генеалогической классификации языков характеризуется активным использованием достижений лингвистической географии, а также использованием волновой теории языкового развития, автором которой является немецкий лингвист И. Шмидт. Теория волн (в отличие от теории родословного дерева) позволяет объяснить зафиксированные в последнее время явления языковой конвергенции.

Во второй половине ХХ века уточнялась генеалогическая классификация ранее малоизученных языков - языков Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, а также начались систематические работы по объединению языков и их групп в языковые макросемьи.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Владимировна Игуменова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис