Риторический анализ речи как приём лингвистического исследования
Ещё с древних времён ведётся практика разработки новых форм организации письменных и устных текстов, которые адресованы многочисленной аудитории. Во многом их закреплению в речи способствовал такой лингвистический приём как риторический анализ речи.
Риторический анализ речи – это разновидность изучения речевой деятельности человека, которая предполагает рассмотрение различных аспектов построения конкретного речевого материала, выявление приёмов речевого воздействия и оценку выбираемых автором средств речевой выразительности.
Овладение навыками проведения риторического анализа речи способствует обретению людьми коммуникативной компетенции требуемого уровня. В итоге риторический анализ речи может выступить в качестве той основы, на которой будет базироваться создание собственных текстов различных жанров.
Традиционно ключевыми понятиями риторической аргументации, вообще, и риторического анализа речи, в частности, являются этос и пафос:
- этос (ethos) – это условия уместности произнесения речи (время, место, обстоятельства и т.п.);
- пафос (pathos) – это намерение, замысел автора, который нацелен на развитие перед аудиторией определенной и интересующей его темы.
Таким образом, риторический анализ позволяет осуществить понимание текста/речи. Рассматривается произведение, которое признается риторическим, поскольку его главная цель заключается в воздействии на своего адресата. В связи с этим подобные произведения, как правило, рассматриваются в диалогическом контексте.
Содержание риторического анализа речи
В самом общем виде риторический анализ речи может быть представлен как совокупность следующих аспектов:
- определение рода и жанра речевого/текстового сообщения;
- установление тех, кому адресован текст/речь;
- выявление цели, которую ставил перед собой автор текста/речи, и определение степени её достижения;
- описание обстановки и условий, которые сопровождали процесс создания текста или произнесения речи (например, время, место и т.д.);
- характеристика отношений, складывающихся между автором и аудитории;
- установление нахождения текста/речи, что, прежде всего, предполагает учёт в риторической стратегии конкретной аудитории;
- определение типа аргументов (за и против, сильные и слабые) и их видов (опровергающая/поддерживающая, нисходящая/восходящая, индуктивная/дедуктивная, односторонняя/двусторонняя и др.);
- оценка эффективности приведённой аргументации;
- разложение конкретного речевого или текстового сообщения на более мелкие части и определение её общей композиции, учитывающей переходы между ними;
- акцентирование внимания на смене в течение воспроизведения речи/текста авторской точки зрения, которая, например, может быть своей/чужой, внутренней/внешней, временной, пространственной, оценочной и т.д.;
- выявление в сообщении и обоснование использования разных типов речи.
Особое место в процессе риторического анализа речи занимает её проверка на наличие фактических, грамматических, логических, речевых ошибок. Результаты этой проверки будут демонстрировать степень правильности, точности, уместности и выразительности этой речи в конкретной обстановке.
В рамках этого же спектра исследований лингвисты решают задачу по установлению факта совершения коммуникативных неудач. Затем причины их возникновения должны быть разъяснены. В результате подобных изысканий будут определены степень достаточности и уровень предварительной подготовки речи.
Конкретное сообщение (речевое же ли текстовое) может быть сконструировано при помощи тех или иных инструментов, которые значительным образом влияют на всё содержание и структуру сообщения. Это также исследуется специалистами во время проведения риторического анализа речи, в котором могут быть проведены следующие мероприятия:
- обоснование целесообразности использования в тексте/речи риторических фигур и тропов;
- определение приёмов и средств, используемых в речи/текста для создания диалога;
- установление средств установления и поддержания речевого коники;
- выявление в речи/тексте средств выражения речевой агрессии и определение степени их допустимости;
- обнаружение манипулятивных и демагогических приёмов.
В конце проведения риторического анализа речи после совершения всех описанных выше процессов изучения конкретного дискурса исследователем должна быть дана общая оценка речи/текста, которая, в том числе, раскрывает уровень её оригинальности, убедительности и т.д.
Особенности проведения риторического анализа речи
Если предметом риторического анализа выступает устное выступление, то оно должно быть дополнено характеристикой поведения оратора в аудитории. В частности, необходимо определить уместность и выразительность жестов и мимики оратора, а также интонации его речи, громкость и темп которой должны быть адекватны ситуации. Также нужно каким-либо способом измерить степень свободы оратора от текста, заранее написанного, а также установить характер его отношения к регламенту, предложенному в текущей ситуации.
Особняком в риторическом анализе речи стоит анализ поведения участников диалогического общения, которое имеет ряд отличительных черт, причём без разницы, в какой форме оно реализуется (в письменной или в устной). В этом случае особое внимание обращается на центральную тему и тип проводимого диалога (например, ссора, спор, объяснение и т.д.), преследуемые участниками диалога цели, их стратегии и тактики, используемые ими способы нападения и защиты, реплики и уловки, быстрота их реакции, роль в диалоге свидетелей, итоговый победитель спора.