Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Окказионализмы в прозе Э. Успенского

Общее представление об окказионализмах как особых языковых единицах

Определение 1

Окказионализмами называют слова, которые были созданы авторами литературных произведений вопреки принятым в языке закономерностям.

Однако зачастую в качестве образцов используются существующие словообразовательные модели. Например, слово, образованное А.С. Пушкиным, - «кюхельбекерно». Это окказионализм.

Термин «окказионализм» произошёл от латинского слова «occasionalis», который переводится на русский язык как «случайный».

Как правило, окказионализмы не закрепляются в основном словарном составе языка, не становятся общенародными, потому что они используются только в условиях конкретного контекста. Вне контекста окказионализмы являются непонятными для обычных носителей языка. Однако к ним прибегают не только авторы, которые используют их как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры, но и обыкновенные люди. Чаще их создают дети, которые ещё не приучены к стандартному воспроизведению лексикона.

Довольно часто бывает сложным отличить окказионализмы от неологизмов – новых слов языка, которые постепенно устаревают и перестают восприниматься как новые. По мнению некоторых филологов, формирование окказионализмов составляет предшествующий этап в создании неологизмов. Однако окказионализмы, несмотря на давность их создания, и по сей день могут звучать свежо и непривычно для уха.

Окказионализмы давно являются одним из самых интересных предметов различных лингвистических исследований. Это связано с тем, что данные новообразования как специфичная языковая единица затрагивает множество разделов языкознания: морфология, лексикология, стилистика, словообразование. При этом изучение окказионализмов разных типов (в том числе их структурно-семантический анализ) основывается на теоретически выработанных ранее принципах исследования

Окказионализмы зачастую используются в художественной литературе. Специалисты в области русской литературы считают, что в большей степени эти слова встречаются в произведениях времён Серебряного века, который приходится на рубеж ХIX-ХХ веков. В частности, самым известным примером употребления авторских неологизмов является творчество поэта-футуриста Велимира Хлебникова (1885-1922 гг.). Однако к окказионализмам прибегали и писатели-классики, и писатели ХХ века. Одним из таких писателей является Э. Н. Успенский.

«Окказионализмы в прозе Э. Успенского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика использования Э. Успенским в своих произведениях окказионализмов

Замечание 1

Эдуард Николаевич Успенский (1937-2018 гг.) был известным русским писателем, сценаристом и драматургом, авторами детских книг, наиболее популярными персонажами которых считаются крокодил Гена и Чебурашка, пёс Шарик и кот Матроскин, дядя Фёдор, почтальон Печкин, братья Колобки, Тракторист Митя.

Эдуард Успенский как писатель отличался обильным использованием в своих произведениях окказионализмов. По подсчётам исследователей, они составляют 10% всех слов, которые были использованы Э. Успенским. Его новообразования отличаются в словообразовательном плане особым разнообразием. Из окказиональных новообразований в прозе Э. Успенского чаще всего встречаются окказионализмы, образованными следующими способами:

  • субституция – это замена частей слова (морфемов и неморфемных сегментов);
  • голофразис – это графический приём, который заключается в ликвидации пробелов, что приводит к объединению нескольких слов;
  • контаминация – подразумевает объединение элементов двух чем-нибудь сходных выражений или форм;
  • апокопа – это выпадение одного или нескольких звуков в конце слова (обычно - конечного безударного гласного), что приводит к сокращению слова;
  • тмезис (тмеза) - это разделение составного слова посредством другого слова;
  • редеривация – это обратное словообразование, то есть переосмысление слова и разбиение на отдельные морфемы;
  • креация – это создание слов, являющихся немотивированными внутрисистемными единицами.

В произведениях Э. Успенского нельзя выявить какой-нибудь уклон в сторону одного типа окказионализмов. Если говорить об окказионализмах-существительных, то в его сказочных произведениях встречаются суффиксальные авторские новообразования, за которыми признана высокая степень продуктивности. Также он внедрил в свои сказки большое количество окказионализмов-сложений (например, «нюхоскоп»). Значительная доля принадлежит субститутивным и контаминированным (например, «начинальник») авторским новообразованиям.

Э. Успенский оказался русским писателем, который чаще других использовал окказионализмы, принадлежащие к таким частям речи, как имя прилагательное (например, «нюхозорная труба») и глагол (например, «Или обслушать?», «Я и обратно засунулся»).

Причина того, что Э. Успенский так часто и в больших количествах использовал в своём творчестве окказионализмы, кроется, в первую очередь, в его потребности в создании юмористического, сатирического эффекта. Кроме того, с их помощью решалась проблема по обозначению предметов и явлений сказочной реальности. Также Э. Успенский придумывал новые слова для того, чтобы использовать их в качестве синонимов, антонимов, омонимов к слову общего языка.

Таким образом, Эдуард Николаевич Успенский по праву считается одним из главных виртуозов в области создания и употребления в своих произведениях окказионализмов. Они отлично смотрятся в контексте происходящего и создают у читателей то впечатление, которого и хотел добиться автор.

Дата последнего обновления статьи: 29.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot