Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эколингвистика

Содержание статьи

Общее представление об эколингвистике

Определение 1

Эколингвистика – это одно из лингвистических научных направлений, которое занимается изучением роли языка в возможном решении проблем окружающей среды, а также выявлением общих как для экологии, так и для развития языка закономерностей, правил и принципов.

Формирование эколингвистики произошло на стыке социолингвистики, психолингвистики, а также философского направления в языкознании, но при внесении в изучение языка экологического контекста.

В качестве предмета эколингвистики рассматривается взаимодействие, осуществляемое между языком, человеком (который представлен отдельной языковой личностью) и его окружающей средой. При этом язык представлен в виде неотъемлемого элемента цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Таким образом, функционирование и развитие языка рассматривается в качестве экосистемы, а окружающий мир — в качестве языкового концепта.

Эколингвистика как отдельная научная дисциплина при изучении своего предмета опирается на собственный терминологический аппарат, основа которого представлена следующими терминами:

  • эколингвистика — этот термин обобщенно применяется для всех сфер исследования, которые объединяют экологию и лингвистику;
  • экология языка — этим термином обозначают исследование взаимодействий между языками, цель которого заключается в сохранении языкового многообразия;
  • экологическая лингвистика – этим термином называют дисциплину, которая занимается переносом экологических терминов и принципов на язык (например, приведённое выше понятие «экосистема»);
  • языковая (лингвистическая) экология – этот термин используется для исследований взаимосвязей между языком и «экологическими» вопросами.

В настоящее время выделяются следующие аспекты эколингвистики:

  • интралингвальный аспект, который включает такие крупные языковые сегменты, как культура речи, риторика, стилистика, а также изучает нарушения коммуникативных свойств речи (правильности, выразительности, логичности, ясности и др.);
  • интерлингвальный аспект, который связан с полиязычием (полилингвизмом), выступающего в качестве среды обитания отдельного этнического языка, и занимается проблемой исчезновения языков, а следовательно, и уменьшения языкового разнообразия на Земле;
  • транслингвальный аспект, который заключается в использовании единиц одного языка, применяемых в реалиях одной культуры, в контексте и средствами другого языка, принадлежащего другой культуре, преимущественно в художественных и творческих произведениях.

Готовые работы на аналогичную тему

Зарождение эколингвистики

Первоначально экологический аспект в социальном и психологическом направлении лингвистики затронул американский лингвист Эйнар Хауген, который в 1970 г. выступил с докладом на тему «Экология языка».

Замечание 1

По его мнению, экология языка представляет собой науку, которая изучает взаимоотношения между языком и его окружением. При этом окружением языка считается общество, члены которого используют язык в качестве одного из своих кодов.

Существование языка определяется его наличием в сознании носителей языка, а функционирование – взаимоотношениями носителей друг с другом, а также с их социальным (искусственным) и природным (естественным) окружением. Таким образом, можно выделить два компонента экологии языка:

  • социальная природа экологии языка, которая заключается во взаимодействии с обществом, где язык реализует функцию средства коммуникации;
  • физиологическая природа экологии языка, которая заключается во взаимодействии с другими языками в сознании носителя искомого языка.
Замечание 2

Экология языка целиком зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям.

Несмотря на более раннюю работу Хаугена, по-настоящему внимание научного сообщества к рассмотрению экологического контекста и его влияния на язык привлёк только Майкл Хэллидей, который в 1990 году написал свою статью «Новые способы значения: вызов прикладной лингвистике».

Основная задача, которая помимо прочих была выдвинута Хэллидеем, заключалась в том, чтобы сделать лингвистику актуальной для решения современных глобальных проблем, в частности, повсеместного разрушения экосистем, от которых непосредственно зависит жизнь на Земле.

Главный пример, который привел Хэллидей, заключался в том, что экономический рост, который заключается в том, что «рост – это хорошо», «больше лучше, чем меньше», и всемирно утверждается в качестве основной задачи, которое должно решать общество, а это непременно приводит к экологически разрушительным последствиям.

Языковое разнообразие

Одной из основных областей интереса для эколингвистики выступает языковое разнообразие.

Частью эколингвистики языковое разнообразие является из-за связи между разнообразием местных языков и биоразнообразием. Эти отношения возникают из-за экологической мудрости (или культурной адаптации к окружающей среде), которая закодирована на местных языках.

Силы глобализации и языкового империализма позволяют распространяться доминирующим языкам (таким, как английский), и заменять ими местные языки. Это приводит к потере как устойчивых местных культур, так и важных экологических знаний, содержащихся на данных языках.

Одной из целей эколингвистических исследований является защита как культурного, так и языкового разнообразия. Эти исследования соответствует позиции Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, которая гласит, что «биоразнообразие также включает культурное разнообразие человека, на которое могут влиять те же факторы, что и на биоразнообразие, и которое оказывает влияние на разнообразие генов, других видов и экосистем».

В целом, языковое разнообразие является частью эколингвистики из-за корреляции между разнообразием языка и биологическим разнообразием, а экологическая мудрость, заложенная в местных культурах, является связующим звеном между ними.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Алексеева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис