Общие положения
Общее языкознание – это один из двух разделов языкознания (или лингвистики, то есть науки, предметом изучения которой являются языки), исследующий свойства и признаки, присущие всем языкам.
История языкознания раскрывается через национальные границы, в рамках которых развивалось языкознание, то есть через лингвистические традиции.
Кроме того, важным понятием в рассмотрении истории языкознания является парадигма. Парадигма – это совокупность фундаментальных научных понятий, принципов и методов исследования, которая в течение определенного исторического периода в качестве модели господствует в научном сообществе. Смена парадигмы представляет собой научную революцию.
Общее языкознание в Древнем мире
Первой по времени высокоразвитой лингвистической традицией стала индийская, начало которой приходится на 1000-500 года до нашей эры. Выдающимися представителями индийского языкознания являются Яска, создавший первую в мире классификацию частей речи, и Панини, составивший грамматику, которая описывала фонетику, морфологию и синтаксис санскрита.
В рамках лингвистической традиции Китая основной упор делался на изучение иероглифов и составление соответствующих словарей. Великим древнекитайским лингвистом является Сю Шень, систематизировавший иероглифы в классификацию. Китайская традиция отмечена также интересом к описанию фонетики.
Развитие древнегреческого языкознания осуществлялось в V веке до нашей эры в виде античной европейской традиции. Ее характерными чертами являлось:
- её развитие в русле философии;
- превалирующая роль в анализе языка логического направления;
- рассмотрение языка в качестве средства формирования и выражения мысли.
Важное место в древнегреческом языкознании отводится таким персонам, как Платон и Аристотель, которые написали первое европейское сочинение по лингвистике («Кратил») и классифицировали части речи, соответственно.
В 3 столетии до нашей эры возникает александрийская грамматическая школа, в которой были созданы первые греческие грамматики. Через некоторое время их идеи попадают в Рим, и там они инкорпорируются в латинский язык. Создаются грамматики латинского языка.
Средневековые лингвистические традиции
В VIII веке в рамках арабской лингвистической традиции появились первые арабские грамматики, самая известная из которой принадлежит Сибавейхи и описывает фонетику, морфологию и синтаксис классического арабского языка.
Ранее в основе лингвистических традиций лежало наблюдение за одним языком. Это было связано с чуждым отношением к идеям сравнения языков и исторического подхода к языку, а также толкованием любого изменения как порчи языка. Теперь в основу формирования всех традиций легли конкретные практические нужды: обучение языку, толкование престижных текстов.
Главным стержнем мирового языкознания стала лингвистическая традиция Европы.
В 1200-1300 гг. европейские ученые пытались объяснить явления языка через написания философских грамматик.
В XV-XVI вв. начинается процесс дробления единой европейской традиции, основанной на латыни, на национальные варианты, что вызывает к существованию мысль о множественности языков. Компаративным методом исследуются языки, ставится вопрос о наличии общих свойств языка.
В XVII в. появляется грамматика Пор-Рояля. Её авторы исходили из существования общей логической основы языков, поэтому они написали свою универсальную грамматику, применимую к разным европейским языкам.
Общее языкознание в Новое время
В XVIII веке сложилась концепция исторического развития языков, которая в XIX веке способствовала созданию строго научного метода языкознания – сравнительно-исторического. Этот момент стал переломным, тогда европейская лингвистическая традиция окончательно превратилась в науку о языке.
История общего языкознания в XIX веке может быть проиллюстрирована через такие основные школы и направления, как:
- создание В. фон Гумбольдтом и братьями Шлегелей лингвистической типологии, базирующейся на выявлении специфических и универсальных особенностей в строении языка и создании на их основе соответствующих классификаций;
- психологическое направление, созданное Штейнталем и рассматривающее язык как деятельность индивида и отражение психологии народа;
- младограмматизм, рассматривающий лингвистику как историческую науку о сравнении родственных языков при использовании сравнительно-исторического метода изучения языков, в первую очередь, индоевропейской группы;
- были отвергнуты обобщения, которые не были подтверждены фактами, и поэтому предлагалось отказаться от изучения происхождения языка, общих закономерностей языкового строя, а единственно научной классификацией языков признавалась генетическая.
В начале XX в. изучение языка в историческом аспекте отходит на второй план. Сравнительно-историческая парадигма сменилась системным исследованием языка, оформлением которого стало направление, основанное Ф. де Соссюром, – структурализм.
Одним из ответвлений структурализма, который сложился в московской и парижских школах, стала функциональная лингвистика. В этом направлении язык - это функциональная система средств выражения, служащих определенной цели. Любое языковое явление изучается на основе выполняемой им функции.
Другим течением структурализма была дескриптивная лингвистика, которая преобладала в американской лингвистике в 1930-1950-е годы при активной поддержке Леонарда Блумфилда. Основное внимание уделено изучению речи, в частности, речевому отрезку, в котором выделяются элементы и описывается их расположение относительно друг друга. Это объясняется рассмотрением языка в качестве формы поведения человека.
В противовес дескриптивной лингвистики в 1960-х гг. возник новый метод исследования – генеративная грамматика, создателем которой был Хомский. По его мнению, язык является деятельностью, особым порождающим устройством, дающим правильные предложения, поэтому генеративизм рассматривает язык в динамическом аспекте, выявляет строгие правила, по которым протекает эта творческая деятельность.