Грамматика – это раздел языкознания, который изучает строй слова и предложения в языке.
Предпосылки появления новых грамматических направлений
В средневековый период внимание философов и филологов привлекли произведения Аристотеля. Именно они стали источниками, благодаря которым для Западной Европы был получен доступ к знаниям аристотелевской логики. Впоследствии огромный интерес к логике Аристотеля распространился на большинство отраслей средневековой науки. Это способствовало, помимо прочего, внедрению и использованию нового способа рассмотрения языковых явлений, который был назван «логизацией грамматики»
Начиная именно с этого периода появился и постепенно разрастался разрыв между двумя подходами к грамматике – практическим и теоретическим. Теперь учебные пособия, которые отличались (в лучшую сторону) доступностью и простотой для студентов, стали составляться отдельно и независимо от теоретических трактатов по грамматике.
Таким образом, в то время как теоретическая грамматика переживала важные и значительные перемены, её практическое использование (в первую очередь, в преподавательской области) оставалось всё на том же уровне.
Основные положения грамматики Александра Вилладейского
Самой известной и широко распространённой грамматикой, используемой в учебных целях в школах, была грамматика французского писателя Александра из Вильдьё (Вилладейского; 1175-1240 гг.).
Его латинская грамматика, которая называлась «Doctrinale», на протяжении трёх веков пользовалась широким спросом и была обязательной во многих европейских школах.
Она представляет собой поэму, в которой с мнемонической целью (то есть облегчения запоминания нужной информации) все правила прописаны в стихотворной форме (преимущественно, как плохие латинские гекзаметры).
Содержательно грамматика «Doctrinale» состояла из двенадцати глав, в которых последовательно были изложены и освещены следующие вопросы:
- склонения;
- степени сравнения;
- гетероклитические имена;
- родовая дифференциация;
- ударение;
- дефективные и иррегулярные глаголы;
- метрика;
- образование супинов и претеритов;
- управление и образование конструкций.
Кроме сообщения обозначенных выше сугубо элементарных сведений, Александр сформулировал определения грамматическим явлениям.
Александр Вилладейский по большей части в своём сочинении следовал за трудами римского грамматика Присциана. Однако классические авторы (среди которых и выделялся Присциан) и авторы-современники Александра (то есть периода XII-XIII вв.) использовали разные варианты латинского языка – за несколько эпох он претерпел множество изменений. Этим объясняется то, что Александр Вилладейский 170 строк своей грамматики посвятил синтаксису латинских предложений, употреблению словоформ различных падежей и времён, относительных местоимений, союзов и т.д.
Обобщая правила, которые Александр привёл в своей грамматике, можно сделать вывод, что латинский язык, которому он учил, был похож скорее на средневековую форму, чем на классическую. Именно этот вид латинского языка в университетах, в которых обучались студенты из различных стран мира, являлся живым языком общения людей, живших в Западной Европе и отличавшихся наличием определённого уровня образования.
Общее место подобных работ в лингвистическом учении мира
Составленная Александром Вилладейским грамматика «Doctrinale» была не единственной популярным дидактическим текстом того времени. Дополнительно можно выделить следующие работы:
- «Elementarium» за авторством латинского лексикографа из Италии Папия;
- «Lexicon» (или «Derivationes Magnae») за авторством итальянского лексикографа Хугутио Пизанского;
- «Graecismus» за авторством латинского грамматика Эберхарда Бетюнского;
- «Catholicon» за авторством итальянского филолога Жана Генуэзского.
Однако подобные работы, которые предоставляли как учителям, так и ученикам практическое руководство по латинскому языку (например, грамматика «Doctrinale» Александра Вилладейского) перестали отвечать требованиям подхода к языковым фактам, который со временем претерпел значительные изменения. Для того времени было характерным уступка места разъяснением грамматических правил, опирающимся на соответствие нормам классических авторов, логическому (то есть философскому, спекулятивному) рассмотрению языковых проблем. Это явление для того времени считалось признаком прогрессивного сдвига в подходе к языку.
Новое грамматическое направление было воспринято многими людьми, жившими в средневековой Западной Европе, как средство, с помощью которого можно было решить большое число «запутанных» вопросов философии, в частности, вопроса об общих понятиях (то есть об универсалиях). Неясность религиозных догм, доминировавших во всех сферах общественной жизни того времени, их противоречивость и, как следствие, стремление учёных понять их и разобраться в них обусловили углублённое погружение и изучение ряда логических проблем.
Другие направления средневековой грамматики в европейских странах
Средневековая система гуманитарных наук образовывала, так называемый, тривиум, частью которого была грамматика, преподававшаяся в качестве одной из основных дисциплин на протяжении всего Средневековья, как правило, базируясь на авторах поздней Античности, например, Присциана.
В период Средневековья постепенно началось обогащение народного языка такими изолированными работами, как первый грамматический трактат (из Исландии), но этот процесс по-настоящему стал масштабным только в эпоху Возрождения и Барокко.
Также можно выделить следующие оригинальные грамматические работы, учитывающие национальные особенности:
- в 1486 году Антонио де Небрия опубликовал «Las introduciones Latinas contrapuesto el romance al Latin» и первую грамматику испанского языка «Gramática de la lengua castellana» в 1492 году;
- во время итальянского Ренессанса 16-го века в «Questione della lingua» обсуждался статус и идеальная форма итальянского языка, что было инициировано «О красноречии народного языка» Данте.