Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Морфемный анализ

Основная характеристика морфемного анализа

Определение 1

Выделение в слове морфем и определение их типов называется морфемным, или морфологическим анализом.

В составе слова морфемы выделяются с разной степенью отчётливости, и это зависит от многих причин. Приступая к выделению морфем в составе слова следует необходимо опираться на её основное свойство – значение. В результате выделенный отрезок слова может считаться морфемой только тогда, когда этот отрезок обладает значением и повторяется с тем же значением в других словах.

В качестве примера проведём морфемный анализ слова «беззаботный». Оно состоит из четырёх морфем:

  • без- - приставка, которая указывает на отсутствие качества или предмета, названного в конце слова, и повторяется в таких словах, как «безземельный» - «не имеющий земли», «безработный» - «не имеющий работы»;
  • забот- - корень, который обозначает «беспокойство, опасение; хлопоты» и встречается в таких словах, как «заботиться», «заботливый» и т.д.;
  • -н – словообразовательный суффикс, который указывает на признак, названный в корне этого слова, и служит для образования прилагательных (например, «сильный», «крайний»);
  • -ый – окончание / словоизменительный суффикс, который выражает три грамматических значения – мужской род, единственное число, именительный падеж.

С другой стороны, рассматривая слова «малахит» и «гранит», можно в них выделить общий компонент «-ит». Можно предположить, что это суффикс, который обозначает какой-нибудь минерал. Но подобная гипотеза является ошибочной, поскольку оставшиеся в составе этих слов части (так называемые, «корни») - «малах-» и «гран-» - не выражают никакого значения, а их сочетания с другими морфемами являются невозможными. Следовательно, выделения суффикса в словах «малахит» и «гранит» произведено неверно. Эти слова оказались нечленимыми и непроизводными. Таким образом, не всегда морфемный анализ может быть реализован на практике.

Причины, препятствующие выделению морфем в составе слова

В целом, все причины, которые препятствуют выделению морфем в составе слова, можно свести к следующим четырём группам:

  • написание слова;
  • варьирование морфем в составе слова;
  • осознаваемость морфемы говорящим / слушающим;
  • фактор времени.

При морфемном анализе человек имеет дело с письменным представлением языка. Поэтому одна из причин, которые влияют на выделение значимых частей слова, связана с особенностями русского письма. Между буквами русского алфавита и звуками, произносимыми в потоке речи, нет полного соответствия. Кроме букв, которые обозначают один звук, есть буквы, которые обозначают два звука или не обозначают никакого звука, а только уточняют значение предыдущей буквы или выполняют символическую функцию. Сравнительно часто граница между морфемами проходит через букву, которая обозначает два звука: линия, края, Сергея, лисьего, Мария, ему, поёт.

«Морфемный анализ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Варьирование морфем, часто очень существенное, значительно влияет на правильность их выделения в составе слова. Это свойство морфем способствует стиранию чёткости границ между ними. В особенности это имеет место в тех случаях, когда алломорфы отличаются друг от друга не только отдельными звуками («ход’-» и «хож-», «нес-» и «нош-»), но и количеством звуков: «ве-» и «вожд’-», «се-» и «сяд-». У каждой пары приведённых алломорфов, несмотря на их звуковые различия, есть общее различие: и «ве-», и «вожд’-» обозначают «помогая идти, направлять движение кого-нибудь или чего-нибудь», «се-» и «сяд-» - «принять сидячее положение».

Правильность морфемного анализа обусловлена такими факторами, как однозначность и чёткость осознания говорящим значения той или иной морфемы. А это, в свою очередь, зависит от типа морфемы и её продуктивности.

Относительно проще происходит выделение агглютинативных морфем. В русском языке к агглютинативным морфемам относятся постфиксы «-ся», «-то», «-либо», «-нибудь», «-ка» и ряд приставок, среди которых преобладают глагольные приставки. Поскольку эти приставки свободно соединяются с разными словами, то они, как и агглютинативные постфиксы, осознаются говорящими как значимые единицы. Их можно включить в состав слова или, наоборот, исключить из его состава, меняя при этом значение лексемы ровно настолько, сколько его заключено в приставке.

Также в составе слова можно выделить флективные морфемы. Главным их представителем в данном вопросе считаются окончания, которые используются в большом количестве словоформ и за которыми закреплён определённый набор грамматических значений.

Фактор времени препятствует однозначному выделению значимых частей слова. Это находит своё выражение в процессах, которые происходят в морфемном составе слова. Результатом этих процессов станет затемнение или полное сглаживание границ между морфемами. Таким образом, произойдёт либо объединение нескольких морфем в одну, либо, наоборот, распад одной морфемы на несколько. Данные процессы протекают в течение длительного времени. Стоит отметить, что пока они полностью не завершаться, могут случится разного рода переходные ситуации, то есть на один и тот же вопрос допустимы взаимоисключающие ответы: привет – ответ, перевести (с одного языка на другой) – перевести (через дорогу).

Обобщающие выводы об использовании морфемного анализа

Рассмотренные случаи свидетельствуют о том, что выделение в слове значимой части – процесс сложный, связанный с тем, как осмысляется говорящими семантика слова и его составных частей.

Поэтому при выделении морфем следует чётко разграничивать деление слова с точки зрения современных смысловых и формальных связей между его частями и с точки зрения его истории. Если не разграничивать эти понятия, то можно получить ответы, которые взаимоисключают друг друга.

Таким образом, результаты морфемного анализа зависят от того, учитываются ли современные, живые связи в составе слова или связи, которые существовали в более древний период истории языка. Оба подхода не отрицают, а взаимодополняют друг друга, находят применение при решении разных задач. Первый подход обычно используют в школьной практике. Второй – при решении вопросов, связанных с происхождением слова, изменением его значения и звучания в процессе развития языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot