Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы лингвистических исследований

Все предметы / Языкознание и филология / Методы лингвистических исследований

Общенаучные методы, используемые в лингвистических исследованиях

Определение 1

Методы лингвистических исследований – это детально разработанные процедуры достижения целей лингвистического исследования.

Обобщенная совокупность теоретических установок, приемов и методик исследования языка, связанных с определенной лингвистической теорией, получила название метода. В рамках отдельного метода есть свои приемы и операции, служащие инструментом для исследования того или иного аспекта языка.

Научные методы определяют пути познания и толкования фактов, а также позволяют классифицировать эти факты, получать их различные научные, логические отображения. Общенаучным методом, который широко используется в языковедческих исследованиях, является гипотетико-дедуктивный метод. Он предусматривает четкую последовательность анализа:

  • сбор фактического (речевого) материала;
  • построение гипотезы;
  • проверка ее истинности на новых фактах.

Для лингвиста источником фактического материала служат разнообразные тексты и словари. Собранный материал обобщается путем индукции. Индуктивным называется умозаключение, в котором мысль развивается от знания единичного и частного к знанию общему. В результате индукции создается теория в виде гипотезы.

Определение 2

Под гипотезой понимают такое предвидение, которое объясняет наблюдаемое явление, но требует проверки и доказательства, чтобы стать научной теорией. Теория – это уже определенная система идей, дающих научное объяснение явлению или классу явлений.

Гипотеза уточняется путем сопоставления с известными концепциями, затем необходимо выявить материал, противоречащий признанным положениям. Происходит этап дедукции, то есть логического вывода нового знания с данных, которые признаны истинными. В завершение новая теория проверяется путем сопоставления с теми фактами, которые были получены дополнительно. Если обнаружен материал, который не укладывается в рамки предложенной гипотезы, то в теорию вносятся необходимые уточнения.

Готовые работы на аналогичную тему

Общенаучными методами научного исследования является

  1. наблюдение;
  2. эксперимент;
  3. моделирование.

При изучении языковых явлений исследователи чаще всего прибегают к первому из них. Смысл лингвистического наблюдения заключается в выделении из текста определенных языковых фактов, выявлении тождественных или однотипных языковых единиц, а также установлении их специфических черт.

Частные методы лингвистического исследования

Среди частных методов, которые широко используются в лингвистических исследованиях, стоит перечислить методы:

  • описательный;
  • структурный (таксономический).

Сутью описательного метода является установление определенных фактов или явлений, включение их в научный оборот. Этот метод позволяет накопить значительное число эмпирического материала, проклассифицировать и проинтерпретировать его. Но при этом выявленные и описанные факты нередко подаются вне связи с другими, что свидетельствует об определенной ограниченности этого исследовательского метода.

Основная задача структурного метода – описание языка как иерархической системы. Структурный метод базируется на методе описательном. Между ними существует ряд различий: если первый имеет дело с реально наблюдаемыми языковыми явлениями, то второй описывает систему языка, которая выводится из языкового материала путем умозаключений.

Кроме того, описательный метод исследует отдельные части, элементы языка, а структурный метод – отношения, связи, зависимости между этими элементами. В силу этого можно утверждать, что перечисленные методы дополняют друг друга.

Таким образом в результате лингвистического наблюдения, во-первых, регистрируются определенные признаки исследуемого объекта, во-вторых, фиксируются общие и отличительные признаки, обнаруженные во взаимосвязанных компонентах, в-третьих, характеризуются факторы, вызывающие их появление.

Методики исследования в лингвистике

Замечание 1

Частичные методы тесно связаны с методиками – процедурами анализа, существующими в рамках соответствующих методов и использующихся в качестве способов нахождения, поиска новой информации об изучаемом предмете.

В рамках системно-функционального подхода к изучению языка наиболее актуальной считается методика контекстуального анализа. Его процедура предполагает исследование языковой единицы в составе речевого контекста, то есть той части текста, в которой реализуется ее семантика.

Кроме лингвистического контекста, на значение слова, словосочетания или предложения влияют также ситуативно-речевой и этнокультурный контексты, и поэтому системное исследование невозможно без учета тех условий коммуникации, которые определяют сдвиги в семантике слов или грамматических форм.

Выявить собственно лингвистическое окружение языковой единицы позволяет методика дистрибутивного анализа, а установить набор языковых средств, типичных для исследуемых текстов, можно с помощью методики стилистико-статистического анализа.

Контекстуальная методика применяется при семантическом анализе слов и конструкций, при установке синтагматических отношений. Если же исследуемые компоненты являются меньше языковой единицы, то исследователи прибегают к компонентному анализу, примерами которого могут быть разборы слова, предложения, толкование слов (сем в семантической структуре).

Кроме наблюдения и описания, в лингвистическом анализе важную роль играет также классификация изучаемых явлений – распределение их по классам на основании существенных (диагностических) признаков. Следует помнить, что всякая классификация должна строиться на едином принципе разделения, а для одного множества можно получить несколько классификаций, если ввести различные основания деления.

Своеобразной разновидностью научной классификации является типология, при которой систематизация объектов с общими структурными или функциональными признаками происходит на основе определенных абстрактных моделей – типов.

Замечание 2

Таким образом, современные лингвистические исследования могут быть проведены с использованием как традиционных, так и инновационных методов, позволяющих получить новые лингвистические сведения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Алексеевна Клёкина

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис