Лингводидактика – это научная дисциплина, которая занимается изучением теории образования и процесса обучения и усвоения языков, а также лингвистическим описанием языка в учебных целях.
Обучение и усвоение иностранных языков можно рассматривать как многоуровневый процесс. Основными его уровнями считаются лингводидактика и методика обучения иностранным языкам.
Методика обучения иностранным языкам
Термин «методика обучения иностранным языкам» является неоднозначным. Обычном им обозначают:
- совокупность приемов, способов и методов работы отдельных преподавателей иностранных языков;
- учебную дисциплину и теоретический курс, который осваивается студентами в целях формирования их профессиональной компетентности для будущей педагогической деятельности;
- самостоятельную научную дисциплину.
Рассмотрим методику обучения иностранным языкам как самостоятельную научную дисциплину.
Выделить методику в качестве отдельной и самостоятельной науки позволяет наличие у неё таких характеристик, как объект, предмет, научные теоретические основы, совокупность накопленных знаний, собственный понятийный и категориальный аппарат и др.
Методика как наука базируется на учебном процессе, который представлен такими компонентами, как:
- обучающая деятельность преподавателя;
- организация учебного процесса (цели, содержание, методы, приемы и средства);
- учебная деятельность студентов.
В сущности, предметом методики обучения иностранным языкам выступает вся проблематика, связанная с этим обучением: сам язык, процесс его обучения и усвоения, теоретические и методические основы этого процесса, научное целеполагание, содержание и материальное обеспечение обучения, последовательность процесса обучения, воспитательный компонент обучения и т.д.
Кроме того, научную основу методики составляют теоретические данные и результаты научных исследований базисных научных дисциплин, смежных с методикой: педагогика, языкознание, психолингвистика, психология, дидактика, а также культурология, дефектология, информатика, теория информации, кибернетика, математика, статистический анализ данных и др.
Лингводидактика
Лингводидактика является разновидностью дидактики, которая изучает взаимосвязанный процесс познания человеком окружающего мира, организованного его обучения преподавателями и соответствующего усвоения передаваемых знаний. Отличительными чертами лингводидактики являются признание ее предметом языка и особенное его рассмотрение как средства обучения.
Основной целью лингводидактики считается наиболее эффективная организация планомерно реализуемого учебного процесса, который заключается в обучении и передачи людям накопленных предыдущими поколениями знаний, умений и навыков в области конкретного языка.
Для достижения поставленной цели лингводидактика решает следующие задачи:
- определение содержания языкового образования;
- разработка наиболее эффективных способов и методов обучения языкам;
- отбор актуальных и полезных языковых знаний, умений и навыков;
- выявление закономерностей процесса обучения языкам и т.д.
Объектами лингводидактики считаются язык как предмет обучения, сам процесс его обучения и факторы, влияющие на этот процесс: концепция и парадигма текущего языкового образования, его содержание, организация учебного процесса, технологии и методы овладения знаниями и др.
В состав предметного поля современной лингводидактики включают учебный процесс по обучению языкам, содержание языкового образования, совокупность методического обеспечения учебного процесса, организационные формы обучения языкам, воспитательная составляющая учебного процесса.
Лингводидактика позволяет оценить эффективность процесса обучения языкам. Причем объём усвоенных учащимися языковых знаний, умений и навыков является не единственным критерием эффективности. Особо значимы уровень умственного и интеллектуального развития учащихся, достигнутый ими в процессе обучения, и степень развитости их способности проникать в суть изучаемого языка.
Для этого изучается взаимодействие преподавания и усвоения, которое имеет место быть в процессе обучения языкам. Лингводидактика выявляет условия, обеспечивающие обучение студентами языка: переходы от постановки задачи до её решения, от незнания к знанию, от отсутствия или неразвитости навыков до формирования рациональных и точных навыков.
Основная проблематика, которой занимается лингводидактика, состоит из проблем теории содержания обучения языка, заключающихся в:
- характере языкового образования;
- составлении учебных планов и программ по языковым дисциплинам;
- написании соответствующих учебников и пособий;
- повышении научного и профессионального уровня преподавателей языков;
- учете профессиональной ориентации студентов;
- определении наиболее эффективных путей обучения языку;
- повышении самостоятельной познавательной и творческой активности студентов;
- использовании новейших технологий (в первую очередь, компьютерных);
- поиске и составлении более эффективных организационных форм обучения языку и т.д.
Соотношение лингводидактики и методики
В настоящее время фиксируется постепенная замена термина «методика обучения иностранным языкам» на термин «лингводидактика», а также увеличение их использования как синонимов. Например, в некоторых высших учебных заведениях кафедры методик переименовываются на кафедры лингводидактики. Несколько авторов предлагают заменить термин «методика» термином «лингводидактика», ссылаясь на примеры из-за рубежа. Однако это не совсем правильно.
Результаты лингводидактических исследований являются важными для методики обучения иностранным языкам. Например, большую значимость для методики оказали такие лингводидактические модели, как «коммуникативная компетенция» и «языковая личность».
«Коммуникативная компетенция» получила широкое распространение среди методистов, поскольку она была ориентирована преимущественно на коммуникативный и прагматический характер, способствующий становлению коммуникативной способности человека.
«Языковая личность» представляет собой комплекс языковых способностей, умений и навыков речевой деятельности. Методика, приняв этот концепт, способствует не только формированию навыков пользования языка, но и приобщению к образу мышления и сознания, личностным установкам, системе ценностей народов, говорящих на изучаемом языке.
Таким образом, можно констатировать, что лингводидактика и методика взаимосвязаны друг с другом: лингводидактика выявляет общие закономерности обучения и усвоения языка, а методика, опираясь на эти закономерности, теоретически обосновывает и практически апробирует различные методы обучения студентов языкам.