Изолированный язык (язык-изолят) – это язык, для которого доказано отсутствие родственных отношений с другими языками.
Признаки изолированного языка
Если язык является изолированным (то есть это язык-изолят), то для него окажутся справедливыми следующие положения, каждый из которых вытекает из предыдущего:
- существует достаточный объём данных об этом языке, которые позволяют провести его полноценное исследование;
- не выявлены доказательства, благодаря которым можно было установить родство данного языка с другими языками;
- этот язык не входит в состав ни одной из существующих сегодня языковых семей;
- этот язык образует как бы отдельную языковую семью, которая состоит только из данного языка.
Общее представление об африканских языках-изолятах
За редкими исключениями все африканские языки были объединены в четыре основных макросемьи: афразийскую, нигеро-конголезскую, нило-сахарскую и койсанскую. Однако генетическое единство некоторых языковых семей, в частности, нило-сахарской и койсанской, подвергается сомнению. В связи с этим число языковых семей и языков-изолятов может быть гораздо больше, чем установлено в настоящее время.
Данных по нескольким африканским языкам, в особенности, которые уже вымерли (например, по языкам квади и квиси), недостаточно для их классификации. Дефака и эга - это очень специфичные языки, расположенные в районах, население которых в основном говорит на нигеро-конголезских и афразийских языках; возможно они также являются изолированными языками. Кроме того, при дальнейших исследованиях ещё несколько других языков в ареалах распространения нило-сахарских и афразийских языков могут быть выявлены ещё несколько языков-изолятов.
В настоящее время в Африке выявлено шесть живых языков-изолятов:
- сандаве – это «живой» язык, на котором разговаривают на севере-западе танзанийский области Додома, предположительно связан с центрально-койсанскими языками (языки кхое) (60 тысяч носителей);
- бангери – это «живой» язык, на котором разговаривают в малийском нагорье Бандиагар; используется как анти-язык (2 тысячи носителей);
- хадза - это «уязвимый» язык, на котором разговаривают на южном берегу озера Эяси на юго-западе танзанийский области Аруша; когда-то числился в ряду койсанских языков; язык используется достаточно активно, хотя всего на нем говорят менее 1000 человек;
- лаал – это «умирающий» язык, на котором разговаривают в трёх деревнях, расположенных вдоль реки Шари (Среднее Шари, административный регион в Республике Чад), не сильно изучен, поэтому выдвигают предположения об отнесении этого языка к нигеро-конголезским, чадским и афразийским языкам (750 носителей);
- шабо – это «исчезающий» язык, на котором разговаривают в области Народностей Южной Эфиопии; проведено мало его исследований; ранее его связывали с комузскими языками и языком Гумуз, образующих комузскую семью нило-сахарской макросемьи (400 носителей);
- джалаа – «умирающий» язык, на котором разговаривают в нигерийском штате Баучи; ощущает на себе сильное влияние языка дикака, но при этом большая часть словарного запаса очень необычна (200 носителей).
Характеристика языка сандаве
Сандаве является крупнейшим изолированным языком Африки. На нём в общей совокупности говорят 60 тысяч человек, которые проживают в танзанийский области Додома.
Сандаве достаточно активно используется как взрослым населением, так и детьми. В некоторых местностях он является единственным используемым языком.
Со времён исследований Альберта Дрекселя, проведённых в 1920-х годах и выявивших в языке сандаве щёлкающие согласные, этот язык обычно рассматривался как член гипотетической койсанской макросемьи. Однако недавние исследования показывают, что язык сандаве может быть связан с семьей центрально-койсанских языков независимо от существования или отсутствия койсанской макросемьи.
В сандаве различают два диалекта: северо-западный и юго-восточный. Различия между ними заключаются в скорости речи, постановке ударения гласных, некоторых табуированных словах и незначительных лексических и грамматических различиях.
Были отмечено несколько переходов этнических групп с их родного языка на язык сандаве.
Наиболее вероятными кандидатами в качестве родственного сандаве языка являются центрально-койсанские языки, которые распространены республиках Ботсвана и Намибия. Американский лингвист Джозеф Гринберг утверждал, что большинство потенциальных языков-родственников, входят в состав койсанской макросемьи, тем самым фактически доказывая, что сандаве является центрально-койсанским языком.
Гельдеманн и Элдеркин изучали связи сандаве с несколькими десятками вероятных языков-родственников, в то же время ставя под сомнение связи с остальными койсанскими языками.
Несмотря на то, что выявленных сходств недостаточно для восстановления праязыка, общего для языка сандаве и центрально-койсанских языков, некоторые лингвисты с достаточной степенью уверенности предполагают, что связь между ними реальна.
Однако большинство лингвистов критикуют выдвигаемые гипотезы, указывая на разительные отличия этих языков и трактуя имеющиеся сходства как результат заимствования и простого совпадения.
Сандаве является синтетическим языком агглютинативного типа. Это означает, что морфемы выражают грамматическое значение слов (в первую очередь, род и число). Прилагательных в сандаве как таковых нет, их функцию реализуют глагольные конструкции. А местоимения могут использоваться в качестве специальных суффиксов при других частях речи.
С фонологической точки зрения сандаве является тоновым языком, то есть каждый слог в нем произносится с определённым тоном (высотой звука).
Вокализм сандаве представлен пятью гласными звуками, каждый из которых имеет три разновидности. Консонантизм сандаве состоит из 28 нещёлкающих и 15 щёлкающих согласных.
Синтаксически сандаве представлен следующим порядком составляющих: «подлежащее — прямое дополнение — сказуемое», однако он не является строго зафиксированным, может меняться в зависимости от определения субъекта.