Статус гласных в языковедческой науке
Гласные в языкознании – это звуки, которые образуются при свободном проходе воздуха во рту и характеризуются отсутствием шума.
На данный момент, общепринятой точки зрения в различении гласных и согласных, несмотря на давнюю историю этого вопрос, не существует. Наиболее существенный признак для их различения был предложен еще в начале ХХ в. Бодуэном де Куртене.
Его сущность связана с тем, что при образовании согласных напряжение органов происходит только в какой-то одной определенной части языкового аппарата, именно там, где возникает характерный для данного согласного шум, то есть, где образуется препятствие, которое и является шумовым источником звука.
При образовании же гласных звуков, вместо этого наблюдается «размытая» напряжённость всего речевого аппарата. Таким образом, согласные характеризуются локализованной артикуляцией, определенным фокусом образования, гласные же:
- нелокализованной артикуляцией;
- отсутствием определенного фокуса образования.
Обязательным условием образования согласных в большинстве языков народов мира считают наличие потока воздуха, проходящего через препятствие в речевом аппарате, артикуляцию же гласных связывают с предоставлением языковому аппарату определенной геометрической конфигурации со свободным проходом для воздушного потока.
Согласные отличаются не только по характеру создаваемого шумом препятствия, но и тем, какой орган выполняет основную работу. Характерный тембр гласных образуется благодаря усилению в надгортанных полостях какого-либо или каких-либо гармонических обертонов, возникающих вместе с основным тоном голоса в результате сложных колебаний голосовых связок.
Вопрос о роли отдельных частей речевого аппарата в образовании гласных звуков остается пока не до конца выясненным: отсутствие обязательной связи между данной артикуляцией и данным звучанием неоднократно отмечалось рядом авторов.
Среди всех надгортанных полостей важнейшую роль в образовании гласных звуков играет полость рта. Ничем не отгороженная от полости рта полость глотки образует вместе с ней единый основной резонатор. В полости рта находится подвижный орган – язык, сложные движения которого позволяют придавать резонатору различные формы и объем, и, вследствие, перестраивать его.
Язык делится на четыре части:
- переднюю часть, которая заканчивается кончиком;
- среднюю часть;
- заднюю часть;
- корень.
Средняя и задняя части вместе образуют спинку языка. Корень языка не функционирует как независимый артикулятор. Звуки, которые образуются сужением прохода между корнем языка и задней стенкой глотки, называются фарингальными из-за того, что главную роль в формировании сужения играют мышцы глотки (фаринкс).
Язык является важнейшим органом, состояние которого и положение в полости рта в процессе артикуляции приводит к звучанию, которое соотносится с определенными фонетическими типами гласных звуков. Язык может становится толще или более плоским, опускаться в полости рта вниз, спинка языка может в той или иной степени подниматься вверх к твердому небу, в большей или меньшей степени продвигаться вперед или отодвигаться назад. При этом, каждое его новое положение меняет объем и конфигурацию внутренней полости рта. А поскольку заполненная воздухом внутренняя полость рта представляет собой резонатор, колебания в котором возбуждаются звуковыми импульсами голосовых связок, то в каждом таком положении в ротовой полости соответствует тому или иному гласному звуку.
Классификация гласных в языкознании
Обращаясь к проблеме классификации гласных, то еще в конце XIX века Белл предложил классификацию гласных, близкую к уже ранее существующей классификации Хеллвага, однако он, кроме учета степени продвинутости языка в горизонтальной плоскости и степени его подъема в вертикальной плоскости, рассматривал также степень его напряженности и участия губ.
По движению языка вперед и назад он устанавливал три типа гласных:
- передние;
- средние;
- задние.
По движению языка вверх и вниз Белл фиксировал три степени подъема: верхний, средний и нижний.
Его классификация основана на признании гласных звуков [и, а, ы] – основными типами, а других гласных – переходными. Это дало повод к тому, чтобы расположить гласные звуки треугольником, обращенным вершиной вниз. При этом Хеллваг расположил основные гласные на трех вершинах треугольника, исходя из того, что [а] – это гласный низкого подъема спинки языка, который не продвинут ни вперед, ни назад, а находится в нейтральном среднем положении. При произношении же звуков [и, ы] спинка языка поднимается на максимальную высоту вверх и при этом перемещается максимально назад (для ы) или максимально вперед (для и). Таким образом, эти звуки, будучи резко отличными друг от друга по своим акустическим характеристикам и по положению в треугольнике. Они формируют особое фонетическое поле гласных в речи человека. Другие известные Хеллвагу гласные он расположил между ними как переходные, промежуточные.
В 1937 году в книге «Фонетика французского языка» Л. В. Щерба предложил свою классификацию, в которой более продуманно учтены достоинства и недостатки, присущие предложенным ранее способам классификации гласных.
Щерба не проводит резких границ между отдельными типами гласных. Он отказывается и от различия степени подъема. Щерба, как и некоторые другие исследователи, заменяет треугольник перевёрнутой трапецией. Возможно, что классификация, предложенная Щербой, позволяет наиболее точно определить положение языка в полости рта при произнесении различных гласных звуков.
Рисунок 1. Л. В. Щерба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В современных работах по акустике, фонетики и криминалистики, где рассматривается вопрос сравнительной оценки информативности громкого / согласного, высказывается, поддерживается, отстаивается и даже абсолютизируется точка зрения, что для правильного восприятия (понимания) речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача согласных, передача же гласных звуков играет второстепенную роль.
При этом, во-первых, сторонники такого мнения не ссылаются на какие-то глубокие, обязательно достаточно разносторонние и действительно убедительные исследования информативности гласных звуков – не как автономных объектов, которые можно рассматривать отдельно, а как фонетических составляющих, реализуемых в акте речи.
Во-вторых, безусловно истинное утверждение о том, что для правильного понимания речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача именно согласных, никогда и никем не уточнялось, что способствует развитию дальнейших исследований гласных в языкознании.