Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Арабская языковедческая традиция

Все предметы / Языкознание и филология / Арабская языковедческая традиция
Содержание статьи
Определение 1

Арабская языковедческая традиция – это направление лингвистических исследований, которое сформировалось и преимущественно просуществовало в культурном ареале Арабского халифата в VII-XIV веках нашей эры.

Факторы и история развития арабского языка

Благоприятными условиями для формирования и достаточно быстрого достижения высокого уровня развития арабской языковедческой традиции стали факторы исторического развития арабского народа, который за относительно короткий период времени был возвышен среди других народов той эпохи.

Основным государственным образованием арабского народа стал Арабский халифат, который был основан в 632 году как военно-теократическое государство (то есть власть принадлежала, в первую очередь, представителям армии и церкви). В то время оно переживало бум своего территориального расширения – в результате победоносных войн арабские народы смогли завоевать огромные по площади земли Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Северной Африки, Испании, а также значительную часть Индии.

Таким образом, в развитии арабской языковедческой традиции было задействовано большое число этнических общностей, поскольку арабский язык в завоёванных территориях исполнял роль языка государственного управления, религии, образования, науки и т.п. (по аналогии с ролью, которую в своё время в Западной Европе исполнял латинский язык).

В целом арабский мир того времени характеризовался бурным развитием как гуманитарных, так и естественных наук. Особое место отводилось занятию арабским языком, которое стимулировалось, в том числе, правителями Арабского Халифата.

Во многом такое положение дел было обусловлено религиозным аспектом: предполагалось, что Аллах продиктовал пророку Коран на арабском языке, который возвышался над всеми другими языками. Поэтому Коран и религиозные обряды можно было совершать только на арабском языке. Как следствие, в качестве задачи общегосударственного значения возводилась забота о чистоте арабского языка.

Характеристика арабской письменности

Знаковой графической системой для фиксации или передачи речи на арабском языке является арабская письменность. На основе её изучения выделяют несколько отличительных черт арабского письма:

Готовые работы на аналогичную тему

  • консонантно-буквенный характер, то есть преимущественно используются буквы, передающие согласные звуки;
  • в арабском письме принят способ записи справа налево;
  • прототипом арабского письма считают набатейское письмо, которое восходит к арамейскому и финикийскому письмам.

Формирование арабского письма хронологически относят к началу VI века нашей эры, а территориально – к городу Хира (столице Лахмидского княжества Арабского Халифата). Последующее развитие арабское письмо получило при первой записи Корана в 651 году. Позднее были введены строчные, надстрочные и подстрочные знаки, которые использовались для различения похожих начертаний, долгих и кратких гласных, обозначения удвоения согласных и отсутствия гласных.

Арабская письменность в период Средневековья широко использовалась многочисленными народами, исповедующими ислам (в том числе, и для записи своего родного языка). Это вызывало образование новых графических систем.

ХХ век отмечен для арабского письма существенным сокращением границ его распространения. В частности, турецкий народ за основу взял латинскую графику, а народы Советского Союза были подвержены русификации со стороны государства.

Описание арабского языкознания

В середине VII века Абу л-Асуад ад-Ду’али предпринял первую комплексную попытку составить арабскую грамматику – были выделены три части речи (имя, глагол и частицы), введены знаки для кратких гласных, рассмотрены вопросы словоизменения и др. Известными учениками Абу л-Асуад ад-Ду’али, которые внесли значительный вклад в развитие арабской науки о языке, были ‘Анбаса ибн Ма’дан ал-Фихри, Яхия ибн Яа’мар, Абу ‘Амр ‘Иса ибн ‘Умар ас-Сакафи.

Наибольшей ценностью и оригинальностью обладают работы в русле арабской языковедческой традиции, составленные до периода монгольского нашествия (то есть в VIII-XIII веках). Кроме того, есть подтверждённая информация о продолжении активной деятельности арабских языковедов вплоть до падения Константинополя в 1453 году.

Арабскому народу удалось за короткое время создать систему языковедческих знаний, которая характеризуется совершенством и чёткой методологической направленностью. Это объясняется творческим подходом арабов к освоению этих знаний, которые были накоплены за предыдущие периоды, а также проведёнными ими глубокими исследованиями структуры арабского языка.

Таким образом, научная дисциплина, предметом изучения которой был арабский язык, представляла собой арабское языкознание.

После обогащения и формирования арабского языкознания как единой и цельной науки было осуществлено значительное влияние на: разработку словарей и грамматик родных языков мусульманских народов; разработку общелингвистической теории во всём арабском мире; становление еврейской языковедческой традиции; становление и развитие в Европе арабистики; * возникновение тюркологии в рамках арабской языковедческой традиции.

Арабское языкознание исполнило посредническую функцию между неизвестными в средневековой Европе достижениями античной науки и европейской схоластической логикой. Как результат, в университетах Западной Европы возник и получил распространение аверроизм, который представляет собой арабскую версию аристотелизма.

В рамках арабской языковедческой традиции выделяют следующие основные языковедческие школы:

  • Басрийская школа – самая ранняя школа, которая представлена носителями пуританских тенденций, аналогистами, строгими ревнителями классических норм языка Корана и поэзии;
  • Куфийская школа – это школа, которая допускала возможность отклонений (в частности, в области синтаксиса и разговорной речи);
  • Багдадская школа – это школа, которая сформировалась на сочетании принципов басрийской и куфийской школ и стремилась к краткому и логичному изложению.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Алексеевна Клёкина

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис