Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Изобразительные средства фонетики русского языка

Все предметы / Языкознание и филология / Изобразительные средства фонетики русского языка
Содержание статьи

Общая характеристика фонетики и фоники

Определение 1

Фонетика русского языка – это раздел языкознания, который изучает звуковой строй русского языка.

Фонетика представляет собой систему определенных языковых явлений. Следовательно, можно выделить элементарную единицу фонетики – звук.

Определение 2

Звук – это физическое явление, которое воспроизводится артикуляционным аппаратом говорящего, осуществляющим колебание частиц воздуха и воспринимается барабанными перепонками слушателя; минимальный элемент человеческой речи.

Многочисленные комбинации звуков образуют всю речевую деятельность человека. Звуковая организация речи образует фонику, которая также представляет собой отдельный раздел языкознания в рамках стилистики. Она занимается такими проблемами звуковой организации речи, как:

  • фонетическая выразительность речи;
  • разработка и применение изобразительных средств фонетики;
  • совершенствование стилистической стороны речи;
  • выполнение фонетическими средствами эстетической функции.

В фонике выделяют следующие подразделы:

  • эфония – это придание художественному тексту благозвучия;
  • фоносеманика – это изучение звукового строя художественного текста в связи с его содержанием.

Изобразительные средства эфонии

Со стилистической точки зрения фонетическая сторона речи должна отвечать требованиям благозвучия. Благозвучие представляет собой наиболее оптимальное сочетание звуков. Его оптимальность определяется удобством произношения этих звуков говорящим и приятность их восприятия слухом слушателя. Таким критериям удовлетворяет строка «У лукоморья дуб зелёный».

Неблагозвучное звучание речи называется какофонией. Ее примером является строка: «вдруг взгрустнулось другу: вскоре снова встретит он врага».

Замечание 1

Благозвучие достигается благодаря запретительным правилам и инструментовке.

Готовые работы на аналогичную тему

Запретительные правила были введены еще М. В. Ломоносовым. Как правило, авторы различных текстов и речей стремятся придать им более благозвучный характер. Благозвучие достигается не большим использованием гласных (как ошибочно считается многими людьми), а оптимальным сочетанием гласных и согласных. То есть для создания более благозвучной речи необходимо соблюдать запретительные правила, которые заключаются в избегании сочетаний звуков одного типа, в первую очередь, на стыке слов и по возможности на стыке морфем внутри слова.

После достижения благозвучия для многих авторов художественной литературы (особенно, поэтических произведений) следующим уровнем повышения выразительности и экспрессивности речи является использование специальных фонетических средств. Это использование называется звукописью. На данный момент языкознание выделяет такой фонетический метод звукописи, как инструментовка, которая включает в себя следующие основные приемы:

  • повтор звука;
  • сознательное неиспользование звуков.

Повтор звука заключается в использовании слов, в которых встречается один и тот же звук. Повтор звука способствует большей выразительности поэтического текста, а также выдвижению и объединению отдельных слов. Повторы согласных и гласных звуков рассматривают по отдельности.

Повтор согласных звуков называется аллитерацией. Аллитерация часто используется в поговорках, пословицах и скороговорках. Следует учитывать, что повтор согласных звуков, вызванный повтором морфем, аллитерацией не является.

Частным видом аллитерации является тавтограмма, по которой все слова в тексте (или их большинство) начинаются с одной и той же буквы. Как правило, тавтограмма применяется для придания тексту игрового, шутливого характера.

Противоположным аллитерации по сути звуковым явлением является ассонанс, который заключается в повторении в речи и тексте гласных звуков. К одному из видов ассонанса причисляют ассонансную рифму, которая заключается в созвучии только гласных звуков.

Если автор сознательно избегает использование в своем тексте определенных звуков, то имеет место быть липограмма. В настоящее время этот прием не распространен, а в прошлые времена его использование считалось за показатель степени профессионального мастерства автора. Европейские авторы использовали липограммы для воплощения в своём произведении конкретного смыслового мотива. Как правило, авторы «изгоняли» тот звук, который являлся наиболее распространенным в их национальных языках.

Изобразительные средства фоносемантики

Повторы в художественном тексте звуков могут рассматриваться не только как изобразительное средство фонетики, но и как носитель части общего для содержания текста значения. Например, повторы звуков «тр», «пр», «гр» и т.п., встречающиеся при описании А. С. Пушкиным в «Полтаве» царя Петра, передают читателям такие его характеристики, как целеустремленность, энергичность и т.п.

Если повтор звука или сочетания звуков встречается на протяжении всего текста, то имеет место быть такое явление, как анафония. Этот прием впервые встречался в произведениях, написание которых относится к периоду Античности. Чаще всего он применяется в поэтических произведениях.

Сущность анафонии заключается в наполнении художественного текста повторами определенных звуков, которые в своей совокупности образуют слово, наполненное смыслом, который значим для всего произведения или его некоторой части.

В некоторых случаях автор для легкости понимания людьми смысла его произведения может вставить в него слово-ключ, звуки которого и подвергаются анафоническому дублированию. Но иногда анафония представляется такой очевидной, что слово-ключ читателям не требуется.

Анафония представляет собой комплекс аллитераций и ассонансов. При чем наиболее часто встречается многократное использование в произведении повторов только согласных звуков. Однако акцентирование внимания только на одном типе звуков, как правило, сложнее передает читателю авторскую мысль.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Владимировна Игуменова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис