Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции культуры речи

Теоретический и практический аспекты понимания культуры речи

Определение 1

Функции культуры речи – это комплекс ролевых отношений, складывающихся в пределах культурной коммуникации.

Культура речи, опираясь на достижения языковой культуры, включает в себя:

  • во-первых, безусловное соблюдение (устно и письменно) норм литературного языка,
  • во-вторых, речевое мастерство говорящего или пишущего.

Изучение языковых средств отдельными людьми или определенными общественными группами (с коммуникативной целью), несомненно, относится к сфере массовых коммуникаций.

Высокая культура речи связана с культурой поведения, с воспитанием патриотических стремлений каждого человека, с превращением населения России в ее народ, в нацию.

Понятие «культура речи» имеет теоретический и практический аспект, который не может быть исчерпан никогда, потому что проявляется каждый раз для каждого говорящего.

Культура речи в теоретическом аспекте – это лингвистическая отрасль филологической науки, которая исследует речевую жизнь общества в определенный период его существования и устанавливает на научной основе нормы пользования языком как основным средством общения.

В практическом разрезе понятие «культура речи» рассматривается как качество речи, которое реализуется в процессе речи и ситуации речи.

Культура речи близка к стилистике речи, которая изучает своеобразие состава и функционирования отдельных конкретных форм речи в практической речевой деятельности. Культура речи оценивается и с позиции функционирования стиля речи (его словаря, синтаксической организации, диапазона экспрессивности). Стилевой диссонанс резко снижает уровень речевой культуры, поэтому смешивание стилей недопустимо.

В настоящее время культуру речи рассматривают также как стремление к духовному возрождению народа. До сих пор ученые ограничивались, в основном, освещением коммуникативных функций культуры речи. И конечной целью усвоения культуры речи должно быть повышение интеллектуального, мировоззренческого, духовного развития личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Уровень речевой культуры народа зависит от его осведомленности с национальным искусством, историей языка. Культура речи формирует запас знаний; мировосприятие, миропонимание человека; любовь к родному языку; стремление к самосовершенствованию; желание впитывать в себя то, что веками вырабатывало человечество.

Соответственно, основная задача культуры речи заключается в формировании речевых умений и навыков, необходимых для производственной и общественной деятельности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня и профессиональной подготовки.

Одним из путей ее решения является развитие речи, связанный с обучением не только непосредственно культуры речи, но и других дисциплин, формированием коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения различными типами речи, культурой общения.

Обучаемые должны научиться свободно владеть языком, который функционирует в двух формах – устной и письменной. В этом случае стоит отметить, что подъем культуры устной и письменной речи является одной из самых актуальных проблем, которая стоит перед обществом. Так, Н. И. Жинкин отстаивает мнение о том, что «речь не является простой манифестацией языка».

Н. И. Жинкин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Н. И. Жинкин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многофункциональность как определяющая черта культуры речи

Вслед за Р. Якобсоном, А. А. Леонтьев обращает внимание на такие факторы речевого акта:

  • отправитель;
  • получатель;
  • контекст;
  • код;
  • контакт;
  • сообщения.

Указанные факторы речевого акта приводят к обоснованию следующих функций культуры речи:

  1. эмотивная (функция грамотного выражения чувств и воли говорящего);
  2. конативная, то есть вокативно-императивная, или модальная;
  3. референтная (функция обозначения предметов внешнего мира);
  4. фатичная (функция установления контакта);
  5. поэтическая.
Замечание 1

Можно заметить, что многие функции культуры речи перекликаются с аналогичными функциями языка и речи, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Стоит указать на то, что культура речи позволяет формировать национальное самосознание. Так, одним из направлений комплексной программы формирования национального самосознания в России является именно руссоведческая основа всего процесса преподавания и соответствующий материал.

По словам и высказываниям, грамматическим формам и конституциям ученики и студенты должны чувствовать национальную специфику языка, языковую картину, созданную ментальностью русского народа. Такой подход к решению проблемы будет способствовать осознанию бесценного значение в жизни человека родного языка, в котором на генетическом уровне воплощается творческая сила народного духа, его надежды и тому подобное.

Помимо этого, культура речи позволяет расширять знания о самой культуре речи. Обогащение речи личности – это сложный внутренний процесс, который включает в себя восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и т. д.

Воспитание культуры речи обеспечивает формирование самостоятельности, индивидуальных творческих способностей, интенсивной речевой практики во всех видах, жанрах, стилях и типах речи, превращает обучение в средство духовного обогащения и умственного развития, придает ему черты подлинного демократизма и гуманной направленности.

К важнейшим умениям, составляющих основу речевой компетенции как главной цели культуры речи, относятся:

  • умение вести диалог, соблюдая требования речевого этикета в различных ситуациях;
  • умение создавать устные монологические высказывания;
  • умение адекватно воспринимать на слух диалог и монолог;
  • сосредоточение внимания на осмыслении высказывания (темы, фактов, доказательств главного и второстепенного, логики изложения);
  • умение создавать письменные тексты разных стилей и типов;
  • умение пользоваться различными видами чтения.

Таким образом, культура речи – это показатель ее нормированности, что определяется общепринятыми нормами – орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, нормами правописания и стилистическими. О культуре речи говорят, если нормативно-регулирующий аспект, связанный с установлением правил пользования языковыми средствами, ориентирован на носителей языка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис