Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

История философии языка

Зарождение исторических исследований философии языка

Определение 1

История философии языка – это область науки, которая занимается изучением закономерностей исторической эволюции философских подходов к рассмотрению феномена языка и связанных с ним объектов научного исследования.

Выделение философии языка из общего круга философских проблем связывают, прежде всего, с исследованием языковых систем в их историческом ракурсе. Она стала самостоятельной отраслью знания, которая существенно отличается от предметов исследования других наук.

В конце XVIII века появляется сравнительно-историческое направление. Его основные принципы:

  • каждый язык имеет специфические свойства, которые отличают его от других языков;
  • эти свойства исследуются посредством сравнения;
  • сравнение языков позволяет обнаружить общий источник происхождения языков;
  • отличие родственных языков может быть объяснено только их непрерывными историческими изменениями;
  • во время исторических изменений звуки меняются быстрее, чем другие элементы;
  • на основе главных элементов языка можно реконструировать в общих чертах схему предварительного общего языка.

Со второй половины XIX века обострились вопросы социальной детерминированности языка, общественных функций языков, коэволюции языка. Эти аспекты исследовались В. Дильтеем, В. Гумбольдтом, Ф. Шлейермахером и другими. В работах И. Бодуэна де Куртенэ, В. Гумбольдта, А. Мейо и других языковедов отмечалось, что в речевой деятельности есть две стороны – индивидуальная и социальная – причем, одну нельзя понять без другой. В ХХ веке возникает лингвистический структурализм в пределах общего течения структурализма.

В работах И. Бодуэна де Куртенэ, В. Гумбольдта, А. Мейо, Ф. де Соссюра и многих других языковедов отмечалось в основном на том, что в речевой деятельности есть две стороны: индивидуальная и социальная - причем, одну нельзя понять без другой.

Развитие истории философии языка в XX-XXI веках

Замечание 1

Однако многие исследователи уверены, что философия языка как отдельная область научных знаний до 50-х годов ХХ века в основном ассоциировалась с лингвистическим структурализмом, затем – прежде всего с генеративной грамматикой и теорией искусственного интеллекта.

Готовые работы на аналогичную тему

С 60-х и до середины 80-х годов прошлого века полным воплощением философии языка были следующие виды научных исследований:

  • исследования языковых значений (различных аспектов содержательности);
  • контекстного употребления языка и его элементного состава (работы Г.-П. Грайса, Д. Дэвидсона, Н. Малкольма, П. Стросона);
  • осмысление иллокутивных интенций, заложенных в речевых актах (работы Дж. Остина, Дж.-Р. Серля, Д. Вандервекена) и импликатуры дискурса (концептуальные наработки Дж.-Р. Лича, Г. Парре).

В 60-х годах ХХ века вышел ряд знаковых работ, в основе которых находилось осмысление мировоззренческих оснований и содержательной иерархии «философии языка» – в частности:

  1. «Что такое речевой акт?» Дж.-Р. Серля;
  2. «Перформативы-констативы» Дж. Остина;
  3. «Вопросы теории порождающих грамматики» Н. Хомского;
  4. «Намерение и конвенция в речевых актах» П.-Ф. Строссона;
  5. «Значение говорящего, значение предложения и значение слова» Г.-П. Грайса;
  6. «Философская релевантность языковой теории» Дж. Катца.

Резонансная проблематика аналитической философии и философии лингвистики освещена в книге Ю. Хартнака «Язык и философия». В частности, рассмотрены аспект значений языковых выражений в различных контекстах, интенциональности речевых актов, роли и инструментальных особенностей языка в процессе восприятия мира и тому подобное.

Дж. Ламарк указывает на то, что предметное и системное оперирование ключевыми аспектами философии языка началось лишь в 70-80-е годы ХХ века в результате смещения исследовательских акцентов Оксфордской и Кембриджской школ из сферы лингвистической философии к собственно философии языка – то есть к проблематике значений, репрезентации, закономерностей и особенностей усвоения знаний.

В конце 80-х годов ХХ века философия языка начала все больше ассоциироваться с когнитивными направлениям исследований. Когнитивная переориентация в 80-х - середине 90-х годов ХХ века показала переход от философии языка к философии сознания.

Если в 60-е годы ХХ века была предпринята попытка определения предмета философии языка в контексте аналитической философии, то уже в 70 - 80-х годах ХХ века философия языка начинает восприниматься как один из профильных направлений аналитической философии. Предметом исследования философии языка становится анализ понятий осмысленности / неосмысленности, истины, противоречия, побудительности, коннотации и тому подобное. Однако, аспект сущности языка и его природы фактически остался на периферии этой сферы знаний.

На Западе методологические проблемы языкознания изучали Г. Фреге, Б. Рассел, К. Айдукевич, Н. Хомский и др. Именно это направление исследований можно представить философией лингвистики и определить как раздел метатеории, объектом которой является не столько язык как таковой, сколько наука о языке.

Концептуальный подход к языку как теории речевого воздействия был основан Джоном Остином, который считал, что минимальной единицей человеческого общения является не предложение, как это традиционно подается в школьных и вузовских грамматиках, а речевое действие, то есть осуществление определенных актов (вопрос, приказ, извинения, назначения на должность, успокоения, поздравления и т.д.).

Джон Остин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Джон Остин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мартин Хайдеггер обозначил сущность и природу языка как пространство мысли и дом бытия. Такой функциональный статус языка делает его маркером, который подчеркивает содержательную сущность человека. По словам М. Хайдеггера, язык – это «место встречи» человека с бытием. Именно в этом и заключается сущность языка как «экзистенциального», онтологического определения человеческого бытия.

Замечание 2

Следует заметить, что выражение «язык как пространство мысли» приобрело признаки концептуальной метафоры, которая иллюстрирует когнитологическое определение языка. По мнению П. Бурдье, если речь господствует над философом, а не философ над языком, если слова играют с философом, вместо того, чтобы философ играл со словами, тогда игра слов и является языком бытия, то есть онтологии.

В настоящее время философия языка практически потеряла предметную целостность: приходится констатировать наличие многих ответвлений философии языка с разной исследовательской проблематикой.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Алексеева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис