Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельность Фомы Аквинского и ее влияние на развитие грамматического учения в Европе

Фома Аквинский и основы его деятельности

Определение 1

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – это итальянский философ и теолог, получивший звание Учителя Церкви (причём наиглавнейшего), канонизированный католической церковью как святой, и работавший в областях схоластики и основанного им томизма.

Фома Аквинский за результаты своей философской деятельности заслужил в обществе титулы «князя философов» и «ангельского доктора». Стоит отметить, что его деятельность сопровождалась активным обсуждением вопроса об отношении к науке, об отношении науки к религии, что на фоне развития научной мысли привело к конфликту современных научных и ортодоксальных религиозных взглядов.

Фома Аквинский в начале своей активной деятельности сосредоточился на вопросах философского учения Аристотеля и его согласования с существующими христианскими догматами. В этом многие исследователи работ Фомы увидели несамостоятельный характер его философских воззрений. Нередко Фома Аквинский разделял позиции своего наставника, немецкого теолога Альберта Больштедта (1205-1280 гг.), который преимущественно занимался «приспособлением» философии Аристотеля к догмам христианской религии.

Так, мнение Фомы о том, что логика, изучающая только формальные принципы и вторичные построения ума, является лишь «инструментом» для наук (в том числе, для философии), совпадает с высказанным ранее его учителем мнением.

Основополагающие начала философского учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский, оказавшись в историческом периоде, характеризующемся противостоянием идеалистической схоластики и материально-атеистического аверризма, утверждал, что истина имеет двойственный характер и подразделяется на:

  • истины «откровения», которые являются предметом теологии;
  • истины «разума», которые являются предметом философии.

По мнению философа, человеческий разум находится ниже божественной премудрости, в связи с чем истины «откровения» сверхразумны и не всегда доступны разуму.

Бог является конечной причиной мира, который был сотворён им из ничего. Поэтому существование мира (то есть Божественного творения) является доказательством существования Бога.

Фома Аквинский считал, что материя представляет собой некую неопределённую и пассивную «потенцию», которая превращается Богом в действительность и, таким образом, становится основой индивидуации. Следовательно, он отвергал утверждение Аристотеля о существовании «вечной материи».

«Деятельность Фомы Аквинского и ее влияние на развитие грамматического учения в Европе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принимая Аристотелевское положение о невозможности существования «материи» без «формы», то есть совокупности присущих вещам определенного типа общих существенных признаков, Фома выделил три возможных рода «формы», которые, согласно ему, предстают в виде следующих универсалий (общих понятий):

  • общее понятие, которое содержится в вещи в качестве её сущности («in re»);
  • общее понятие, которое абстрагировано от субстанции и реально существует в уме («post rem»);
  • общее понятие, которое не зависит от вещи и находится в божественном уме («ante rem»).
Замечание 1

Таким образом, философское учение Фомы Аквинского стало новым философским направлением, которое представляло собой объединение положений реализма и номинализма и примирение Аристотелевской философии с христианским представлением о Боге.

Лингвистический аспект деятельности Фомы Аквинского

Кроме онтологических и гносеологических вопросов Фома Аквинский в своих трудах касался вопросов языка. Однако большинство его лингвистических высказываний также являлись повторным изложением позиции своего учителя. Но несмотря на это, можно выделить в его работах и привести некоторые существенные рассуждения лингвистического порядка.

Рассматривая природу предложения, Фома утверждал, что слова, которые обозначают субъект и предикат, с одной стороны (если рассматривать вещь как пребывающую в реальном мире), обозначают одно и то же, а с другой стороны (с точки зрения рационального постижения вещи), называют разные стороны вещи.

Субъект и предикат, которые в принципе представляют собой разные концепты, соединяются в предложении при помощи связки («copula»), которая соответствует объединению в одном предмете представленных значений. Эта связка, показывающая объединение субъекта и предиката в одном объекте, может быть выражена как специальным служебным словом, так и согласованием этих слов в одной грамматической форме. Таким образом, эта грамматическая структура способствует возникновению в мысли «мысленного» предложения, которое коррелируется с объединением вещей внешнего мира.

Как и лингвистические исследователи предшествующих периодов, Фома Аквинский рассматривал вопрос о значении и употреблении слов. Его рассуждения в этой области строились на изучении взаимодействия слов «Бог-отец» и «божественная сущность». Философ считал, что, несмотря на обозначение ими в реальности одного и того же, эти слова нельзя считать синонимами, поскольку различается способ их обозначения. В связи с этим представляется невозможным употребление одного слова взамен другого.

Подобное рассуждение Фома считал справедливым и распространял на все случаи, когда отдельная вещь определяется предикатом, который содержит общее понятие.

А рассуждая о значении слов вообще, Фома Аквинский призывал различать два существенно отличающихся друг от друга свойства слов: его первичное значение и его обычное употребление.

Кроме того, Фома Аквинский обращался к проблеме взаимоотношений имён существительного и прилагательного. По его мнению, они отличаются тем, что существительные обозначают основные понятия, а прилагательные призваны приписывать существительному то, что они обозначают, и прибавлять к его изначальному значению значения качества.

Таким образом, Фома Аквинский, преимущественно включая результаты изучения языковых явлений в рассуждения теологического содержания, оставил свой след в развитии лингвистической науки, который оказал некоторое влияние на последующие исследования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot