Важность датировки с учетом текстовых различий
Датировка – это установление даты создания текста.
При рассмотрении датировки, стоит обратить внимание на проявление природы самой текстологии, прежде всего, в русле формалистов.
Спецификация по научным вопросам, дифференциация историко-литературных проблем и освещение их в свете хотя бы и социологии, - это, несомненно, задача формалистов. Но, чтобы осознать себя в окружении наук, надо осознать себя как самостоятельную дисциплину. Речь идет о поэтике, хотя общая установка имеет прямое отношение и к текстологии, которая изначально ассоциировалась исключительно с прикладной дисциплиной.
Одно из важных понятий "формальной школы" - понятие приема, способа построения художественной конструкции, где произведение рассматривалось как "нечто сделанное, оформленное, придуманное - не только удачное, но и кажущееся», впоследствии развилось в методологических установках "новой критики "и структурализма.
Красноречивые названия научных трудов Б. Эйхенбаума «Как сделана "Шинель"?", В. Шкловского «Как сделан "Дон Кихот"? - говорили об исследовании морфологии художественного текста и возможностях текстуального анализа для выявления глубинных пластов содержания. Точность суждения о литературном факте, его объективная оценка непосредственно связаны с определением идентичности авторского текста стремлением исследования его генезиса с установлением датировки.
Однако именно датировка и уже далее генетическое прочтение произведения долгое время находилось в зародышевом состоянии. Если в пределах литературной теории безоговорочно выделялась такая специфическая отрасль как поэтика, которая интересовалась структурой литературного произведения, его стилевой палитрой, художественным мышлением писателя, то другую сторону этой «медали» - генезис текста и его датировка длительное время находились вне научного определения.
Лишь с годами обозначилась уже в качестве базовой, а не вспомогательной научная дисциплина – текстология. Это связано с
- напряженной научной практикой;
- накоплением необходимого эмпирического материала;
- разработкой на этой почве принципов, методов и приемов его исследования в пределах той же теории литературы,
Она имела немало точек пересечения с
- поэтикой;
- герменевтикой;
- семиотикой;
- лингвистикой;
- экзегетикой;
- литературным источниковедением и другими науками.
И хотя свое официальное признание теория литературы получила в форме поэтики (стоит вспомнить здесь праматерь науки о литературе - "Поэтика» Аристотеля), однако поэтика не исчерпала ее полностью, оставшись наукой о технике, "приемах" литературного письма, вне осмысления его философских, эстетических, социокультурных предпосылок.
Цель атрибуции текста
Главной целью научного изучения любых рукописных книг является установление происхождения и их роли как источника историко-культурного процесса. К примеру, атрибуция средневековой книги - это сложная процедура, включающая систему методов установления ее
- даты;
- места создания;
- авторства.
Это важно, потому как рукописные книги этого периода является преимущественно анонимными, недатированными и нелокализованными. Многие из них не имеют устоявшихся названий и авторства в традиционном смысле этого понятия. Однако эти книги играют определяющую роль как исторические источники указанного периода, исследование которых позволяет объективно выяснить процессы и тенденции развития национальных культур.
Неатрибутивный или неправильно атрибутированный источник фактически лишен возможности стать объективным историческим источником. Поэтому методологические основы исследования рукописных кодексов этого периода постоянно развиваются, в частности в палеографии, которая является важной книговедческой и источниковедческой дисциплиной, которую применяют в кодикологии.
По различным причинам большой комплекс, к примеру, средневековых рукописных уставных и полууставных книг остается недостаточно изученным и причисляется к общему, мировому наследию. Решение проблемы объективной атрибуции и выделение исторического наследия отдельного народа в системе кодексов уставного и полууставного письма требовало разработки методологических основ и методов, позволяющих проводить атрибуцию книг и осуществлять их научное археографическое описание для получения достоверной информации об авторстве, дате и месте их создания.
В данном случае палеографический анализ в контексте текстологии является одной из ключевых процедур в процессе атрибуции и научного описания рукописных книг; базируется на междисциплинарных методах исторических и филологических наук.
Он предусматривает изучение значительного эмпирического материала и постоянного совершенствования методов исследования письменной культуры. Формирование новых направлений исследования письменной источниковой базы, в том числе с привлечением данных орфографии как палеографических признаков при установлении датировки и происхождения, в частности средневековых кириллических рукописей уставного, полууставного и скорописного письма, содействие в выделении различных по происхождению кодексов.
Это наиболее сложное и трудоемкое направление исследования, которое позволяет решать на новых началах проблему атрибуции, к примеру, рукописных уставных и полууставного кодексов и формировать книжную базу источников конкретного периода, а также включать новые, атрибутивные кодексы в реестр наследия той или иной страны.
Рукопись, как один из важнейших аргументов аутентичности текста, расширяет границы современных интерпретационных методологий, намечая путь новым гипотезам. Проникновение в историю текста произведения, всестороннее изучение всех редакций и вариантов дает возможность полнее охватить общую картину его становления в сопоставлении с авторским замыслом, глубже раскрыть художественно-смысловой потенциал.
Генезис текста входит в плоскость теоретического осмысления способов творческой работы, эволюции образной и художественной системы художника, психологии процессов художественного мышления.