Главная цель и основные задачи лингвистического исследования в современной науке о языке
Цели и задачи лингвистического исследования – это ориентиры на получение конечного результата и пути его достижения.
Одной из основных тенденций лингвистических исследований на современном этапе является изучение закономерностей функционирования языковых единиц и их взаимодействия в процессе коммуникации. В современном языкознании происходит процесс выдвижения на передний план третьей исследовательской парадигмы – антропоцентрической, также именуемой:
- коммуникативной;
- функциональной;
- коммуникативно-прагматической;
- прагматической.
Эта парадигма опирается на принцип деятельности и провозглашает приоритет факторов, которые обеспечивают успешное использование языка в качестве субъекта коммуникативной деятельности для достижения своих целей. Этой парадигме лингвистика обязана утверждением фактора человека как субъекта деятельности в самом широком смысле – в деятельности общения, коммуникативной и речевой деятельности, в более тесном включении в круг человековедческих наук.
Другими словами, целью лингвистического исследования становится человек, конкретная языковая личность с ее коммуникативными намерениями.
Главной задачей является изучение языка как инструмента, который используется человеком в процессе его деятельности для воздействия на собеседника. И если в традиционных лингвистических дисциплинах категориально-понятийный аппарат являлся относительно устойчивым, то в новых отраслях, получивших распространение в последние десятилетия, пока еще нет ни точно определенных границ исследования, ни общепринятого терминологического аппарата.
На данный момент решением задач лингвистического исследования занимаются:
- лингвометодология;
- лингвокультурология;
- когнитивная лингвистика;
- лингвоконцептология;
- прикладное языкознание;
- теория речевого воздействия;
- политическая лингвистика;
- нейролингвистическое программирование;
- межкультурная коммуникация;
- дискурсология;
- лингвопрагматика.
К числу задач, которыми занимается современная лингвистика, относят задачи, связанные с:
- субъектом речи (говорящим);
- адресатом речи (слушающим);
- стратегией и тактикой речевого поведения;
- формами речевого общения;
- отношениями между коммуникантами.
Помимо этого, в лингвистическом исследовании рассматривается институциональный и персональный (личностно-ориентированный) дискурс, представленный диалогом.
Цель и задачи проведения дискурсивных и контрастивных лингвистических исследований
Диалог является не только формой речи, но и разновидностью человеческого поведения. Интерес к изучению диалогической речи, которая является основным источником знания о функционировании языка в речи, обусловлен как объективной естественностью диалога, в котором ярко проявляется коммуникативная сущность языка, так и разработкой адекватной лингвистической теории, открывшей возможность многоаспектного анализа этого явления.
Исследование диалогической речи в современной лингвистике направлено на решение актуальных задач, связанных с выяснением особенностей речевой деятельности человека в различных ситуациях с учетом субъективных потребностей, мотивов и целей коммуникантов. Исследование языка как коммуникативного процесса направлено на установление закономерностей развертывания диалога, тематической организации общения, условий успешной коммуникации.
Такой подход к диалогу предполагает изучение содержательных и композиционных сторон конкретных речевых актов, изучение интенциональной структуры диалога, определяющей стратегии и тактики говорящих, анализ прагматических параметров связности диалогического текста.
Наиболее целесообразным является многоаспектное исследование диалогических конструкций с учетом их коммуникативных функций и прагматической направленности, поскольку в современной лингвистике изучение диалогической речи осуществляется с разных позиций, учитывающих как структурный, так и прагматический аспекты. Диалог следует изучать через рассмотрение сочетаний диалогических реплик, которые объединены одной коммуникативной задачей. Плодовитость изучения взаимодействия реплик в диалоге определяется многими авторами и обусловлена тем, что отдельный грамматический, семантический или прагматический анализ высказываний не показал бы того, как их используют участники разговора.
Минимальной единицей диалогической речи является микродиалог, в основе которого – взаимодействие реплик, взаимосвязь грамматических явлений и прагматичная связь высказываний. Микродиалог демонстрирует динамичный и стратегический характер коммуникации, способы согласования. Далее разрабатывается модель единицы дискурса на уровне отдельного речевого действия в пределах деятельностного подхода, который предусматривает рассмотрение речевых явлений сквозь призму диады «цель - средство».
Для анализа выбираются комплиментарные высказывания представителей различных культур. Интерес лингвистов к исследованию вышеперечисленных задач обусловлен тем обстоятельством, что они являются неотъемлемыми элементами повседневного межличностного общения британцев и фигурируют в различных коммуникативных ситуациях.
Помимо этого, стоит указать и на еще одну приоритетную область лингвистического исследования – контрастивную лексикологию, которая развивалась в области теории перевода и двуязычной лексикографии. Переводные словари являются реальными сопоставлениями лексики двух языков, однако их результаты не могут претендовать на полный контрастивный анализ, поскольку они описывают отдельные слова, а не связи между словами. Соответственно, они не способны реализовать системный подход к изучению сопоставимых лексико-семантических систем.
Для контрастивной лексикологии в зависимости от поставленных конкретных задач возможны два пути исследования – односторонний и двусторонний (многосторонний). Односторонний подход используется в лингводидактике. Для теории сопоставимой лексикологии продуктивным и справедливым является двусторонний подход, то есть подход от третьего члена сравнения.