Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цели и задачи лингвистического исследования

Главная цель и основные задачи лингвистического исследования в современной науке о языке

Определение 1

Цели и задачи лингвистического исследования – это ориентиры на получение конечного результата и пути его достижения.

Одной из основных тенденций лингвистических исследований на современном этапе является изучение закономерностей функционирования языковых единиц и их взаимодействия в процессе коммуникации. В современном языкознании происходит процесс выдвижения на передний план третьей исследовательской парадигмы – антропоцентрической, также именуемой:

  • коммуникативной;
  • функциональной;
  • коммуникативно-прагматической;
  • прагматической.

Эта парадигма опирается на принцип деятельности и провозглашает приоритет факторов, которые обеспечивают успешное использование языка в качестве субъекта коммуникативной деятельности для достижения своих целей. Этой парадигме лингвистика обязана утверждением фактора человека как субъекта деятельности в самом широком смысле – в деятельности общения, коммуникативной и речевой деятельности, в более тесном включении в круг человековедческих наук.

Замечание 1

Другими словами, целью лингвистического исследования становится человек, конкретная языковая личность с ее коммуникативными намерениями.

Главной задачей является изучение языка как инструмента, который используется человеком в процессе его деятельности для воздействия на собеседника. И если в традиционных лингвистических дисциплинах категориально-понятийный аппарат являлся относительно устойчивым, то в новых отраслях, получивших распространение в последние десятилетия, пока еще нет ни точно определенных границ исследования, ни общепринятого терминологического аппарата.

На данный момент решением задач лингвистического исследования занимаются:

  1. лингвометодология;
  2. лингвокультурология;
  3. когнитивная лингвистика;
  4. лингвоконцептология;
  5. прикладное языкознание;
  6. теория речевого воздействия;
  7. политическая лингвистика;
  8. нейролингвистическое программирование;
  9. межкультурная коммуникация;
  10. дискурсология;
  11. лингвопрагматика.
«Цели и задачи лингвистического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К числу задач, которыми занимается современная лингвистика, относят задачи, связанные с:

  • субъектом речи (говорящим);
  • адресатом речи (слушающим);
  • стратегией и тактикой речевого поведения;
  • формами речевого общения;
  • отношениями между коммуникантами.

Помимо этого, в лингвистическом исследовании рассматривается институциональный и персональный (личностно-ориентированный) дискурс, представленный диалогом.

Цель и задачи проведения дискурсивных и контрастивных лингвистических исследований

Диалог является не только формой речи, но и разновидностью человеческого поведения. Интерес к изучению диалогической речи, которая является основным источником знания о функционировании языка в речи, обусловлен как объективной естественностью диалога, в котором ярко проявляется коммуникативная сущность языка, так и разработкой адекватной лингвистической теории, открывшей возможность многоаспектного анализа этого явления.

Исследование диалогической речи в современной лингвистике направлено на решение актуальных задач, связанных с выяснением особенностей речевой деятельности человека в различных ситуациях с учетом субъективных потребностей, мотивов и целей коммуникантов. Исследование языка как коммуникативного процесса направлено на установление закономерностей развертывания диалога, тематической организации общения, условий успешной коммуникации.

Замечание 2

Такой подход к диалогу предполагает изучение содержательных и композиционных сторон конкретных речевых актов, изучение интенциональной структуры диалога, определяющей стратегии и тактики говорящих, анализ прагматических параметров связности диалогического текста.

Наиболее целесообразным является многоаспектное исследование диалогических конструкций с учетом их коммуникативных функций и прагматической направленности, поскольку в современной лингвистике изучение диалогической речи осуществляется с разных позиций, учитывающих как структурный, так и прагматический аспекты. Диалог следует изучать через рассмотрение сочетаний диалогических реплик, которые объединены одной коммуникативной задачей. Плодовитость изучения взаимодействия реплик в диалоге определяется многими авторами и обусловлена тем, что отдельный грамматический, семантический или прагматический анализ высказываний не показал бы того, как их используют участники разговора.

Минимальной единицей диалогической речи является микродиалог, в основе которого – взаимодействие реплик, взаимосвязь грамматических явлений и прагматичная связь высказываний. Микродиалог демонстрирует динамичный и стратегический характер коммуникации, способы согласования. Далее разрабатывается модель единицы дискурса на уровне отдельного речевого действия в пределах деятельностного подхода, который предусматривает рассмотрение речевых явлений сквозь призму диады «цель - средство».

Для анализа выбираются комплиментарные высказывания представителей различных культур. Интерес лингвистов к исследованию вышеперечисленных задач обусловлен тем обстоятельством, что они являются неотъемлемыми элементами повседневного межличностного общения британцев и фигурируют в различных коммуникативных ситуациях.

Помимо этого, стоит указать и на еще одну приоритетную область лингвистического исследования – контрастивную лексикологию, которая развивалась в области теории перевода и двуязычной лексикографии. Переводные словари являются реальными сопоставлениями лексики двух языков, однако их результаты не могут претендовать на полный контрастивный анализ, поскольку они описывают отдельные слова, а не связи между словами. Соответственно, они не способны реализовать системный подход к изучению сопоставимых лексико-семантических систем.

Для контрастивной лексикологии в зависимости от поставленных конкретных задач возможны два пути исследования – односторонний и двусторонний (многосторонний). Односторонний подход используется в лингводидактике. Для теории сопоставимой лексикологии продуктивным и справедливым является двусторонний подход, то есть подход от третьего члена сравнения.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot