Внешняя торговля как инструмент интеграции
Уровень развития государства определяет спрос на его активы, и как следствие, на национальную валюту, в которой они номинированы. В мировой экономике очень многое зависит сейчас от темпов восстановления и развития, в том числе, в России изменение структуры экспорта и импорта и повышение уровня производительности труда, расширение экономических связей и т.п. должно повлечь за собой оздоровление и стабилизацию экономической ситуации, при этом значение развития внутренних рынков в текущей ситуации оказывает довлеющее значение на экономическую ситуацию в России.
Внешняя торговля – это мощный инструмент интеграции. Понятие интеграции подразумевает под собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Относительно России хронологический порядок интеграции внешней торговли можно выстроить следующим образом. Начиная со времен СССР, когда экономика была не только регулируемой, но глубоко интегрированной, то есть затрагивала не только межрегиональную интеграцию внутри каждой республики, но и экономику республик, входивших в состав СССР. С развалом каждая республика получила право и возможность собственного выбора, как политического устройства, так и экономического развития. На этом этапе в среде экономических отношений между бывшими советскими республиками практиковались многосторонние договоры и торговые соглашения, значительная доля которых так и не получила практического применения.
В определенный момент пришло осознание того, что необходима интеграция внешнеторговых взаимоотношений между субъектами бывшего СССР, возможно вследствие чего и возникло Содружество Независимых государств (СНГ). Однако и этот шаг не привел серьезному улучшению в экономических связях между государствами, поскольку политические отношения превалировали над экономическими отношениями. Одним из ключевых документов, подписанных на этом этапе, стал договор о создании Экономического Союза. Договор о создании Экономического Союза определял отношения и сотрудничество между странами как долгосрочные. Основным принципом экономических взаимоотношений стали рыночные, при условии соблюдения равных возможностей и гарантий для всех сторон. Договор определял и предусматривал воплощение крупных экономических проектов и различные направления совместной экономической деятельности. В дальнейшем было принято решение о подписании Соглашения о создании зоны свободной экономической торговли. Под зоной свободной торговли понимается один из наиболее простых принципов международной интеграции, при которой в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Но и это соглашение не было воплощено в практике и $1999$ году подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о создании зоны свободной торговли. Документ был подписан президентами $10$ государств.
За период существования СНГ развитие экономических взаимоотношений протекало параллельными путями. Но интеграционные экономические процессы стали необходимыми в этом движении и следующим шагам стало создание ЕврАзЭС, открытой организации, основанной на принципах ООН и в соответствии с нормами международного права. Приоритетными целями этой организации становятся создание единого экономического пространства и координация подходов участников этого Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
В течение $2006 – 2007$ годов Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в рамках ЕврАзЭС энергично проводили переговоры о создании таможенного союза и в октябре $2007$ года подписали ряд договоров и соглашений. В первую очередь, Договор «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза». С начала $2010$ года членами таможенного союза практически применяется Единая система нетарифного регулирования в отношении третьих стран. К этому моменту был скоординирован и вступил в действие Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, и Положение о применении ограничений к включённым в этот перечень товарам. В $2011$ году президент России В.В.Путин выступил с речью о возможности реализации к $2015$ году идеи создания Евразийского союза.
Россия - член Всемирной торговой организации ( ВТО)
Начиная с $2012$ года, Россия является членом Всемирной торговой организации и участником договора о Зоне свободной торговли между СНГ, Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Соответственно, Россия официально присоединилась к участникам Всемирной торговой организации более трех лет назад. В процессе переговоров о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию, мнения экспертов и аналитиков разделились. Одни оценивали явные преимущества для нашего государства, другие указывали на существенные минусы членства РФ в ВТО. На данном этапе, в $2016$ году эксперты получили возможность проанализировать и сделать определенные выводы о том, что принесло российскому государству членство во Всемирной торговой организации.
Основной целью РФ в момент вступления в ВТО было получение новых перспективных возможностей для дальнейшего развития экспорта. По прогнозам ожидались хорошие условия для поставок продукции российского производства на мировые рынки и привлечение инвестиций для развития национального производства и повышения конкурентоспособности российского производителя, а также доступ российских инвесторов к международным проектам, повышая тем самым, имидж России на мировой арене. Некоторыми экспертами прогнозировался рост конкуренции в финансовой сфере и предполагалось, что результатом сможет стать снижение ставок по кредиту для населения страны, а также для предприятий малого и среднего бизнеса. Но текущий кризис в России не позволил полноценному осуществлению поставленных планов и прогнозы оказались несостоятельными. Следствием кризиса стало повышение Центробанком ключевой ставки, рост стоимости денег в экономике и подорожание кредитов. На данном этапе происходит плавное снижение ключевой ставки, но к докризисным значениям она до сих пор не вернулась.
Для стран-участниц ВТО отмечается общая тенденция - им удается увеличить объемы экспортируемой продукции в тех отраслях, в которых производство эффективнее, чем у зарубежных конкурентов. В прочих же отраслях, нуждающихся в поддержке, напротив, наблюдается прирост импорта.
Среди возможных негативных последствий отмечается, что российские производители не смогут выдержать активной конкуренции с зарубежными производителями, а снижение импортных пошлин приведет к тому, что некоторые виды продукции просто станет невыгодно производить внутри государства. Также экспертами отмечалось, что наибольшему риску может быть подвержена отрасль агропромышленного комплекса, и как следствие, аграрного сектора экономике. Аналитики выражали свои опасения, что вступление России во Всемирную торговую организацию осложнит и затянет воплощение планов об избавлении от сырьевой зависимости. В начале $2010$-х годов примерно половину доходов ФБ (федерального бюджета) России формировали доходы за счет продажи нефти и газа, также этот источник обеспечивал примерно $10\%$ ВВП России (рис. 1)
Рисунок 1. Доходы от продажи нефти и газа в бюджете России
В $2013 – 2014$ году вклад доходов от нефти и газа в ВВП в России находится в диапазоне около $16\%$, а добыча топливно-энергетических полезных ископаемых занимает в структуре российской промышленности $21\%$. Указанные цифры немалы, и экспорт углеводородов имеет большое значение для России, но утверждать на данном этапе, что от сырьевого экспорта зависит вся экономика РФ, нецелесообразно.
Российская экономика на начало $2016$ года занимала шестое место среди стран мира по объему ВВП по ППС. Номинальный ВВП РФ за $2015$ позвонил стране остановиться на $12$ позиции среди стран мира. По показателям ВВП по ППС на душе населения Россия по итогам $2015$ года заняла $48$-е место.
Начало $2016$ года ознаменовало себя ослаблением рубля и чрезвычайной нестабильностью курса национальной валюты на фоне падения цен на нефть. По мнению экспертов Высшей школы экономики (апрель $2015$ года), отсутствие реформ может привести к тому, что отставание России от развитых стран будет не сокращаться, а увеличиваться. По их мнению, экономике нужна новая модель роста, а для этого нужна новая модель социальной политики.
Собственно, по мнению эксперта РИСИ Николая Трошина: «ВТО это не волшебная палочка, открывающая зарубежные рынки для российского экспорта. Скорее это набор норм и требований, которым нам еще предстоит научиться пользоваться. Необходимо шире использовать предусмотренные правилами ВТО меры как для защиты отечественного производителя, так и для поощрения экспорта»