Понятие внешней торговли
В современных условиях внешняя торговля является самой развитой формой экономических отношений международного формата. Кроме того, она является одним из главных факторов развития процесса глобализации мирового экономического пространства.
В основе внешней торговли лежат такие факторы как международное разделение труда, проявляющееся в специализации отдельных стран, национальная отрасль хозяйства, производство продукции непосредственно для целей торговли с другими странами.
Внешняя торговля представляет собой форму международных отношений в сфере экономики, включающую в себя объем экспортных товаров, преимущество в производстве которых принадлежит конкретной стране, а также объем импортных товаров, производство которых в стране на низком уровне, при этом эти объемы регулируются мировым хозяйством в целом и направлены на рост мировой экономики.
Процессы международной торговли тесно связаны с мировым рынком. Мировой рынок подразумевает совокупность отношений товарно-денежного характера среди стран и субъектов хозяйствования, которые связаны процессами международного разделения труда.
Необходимость существования и постоянного развития внешней торговли обуславливается причинами:
- Различный уровень обеспеченности факторами производства отдельных стран и территорий
- Разница в уровне экономического развития конкретных отраслей экономики и стран мира
На современном этапе мировая экономика развивается в направлении все большего расширения объемов производства при ограниченной емкости внутренних рынков потребительским и платежеспособным спросом со стороны населения.
Задачи и особенности внешней торговли на современном этапе
Внешняя торговля дает возможность мобилизации и большей эффективности в использовании потенциала экономики конкретного государства, обуславливает рост производительности труда, увеличение доходов государства. В конечном счете торговые потоки охватывают практически весь мир, а для конкретных регионов она имеет главное значение и является главным фактором роста эффективности экономики. Именно те страны, где активно развивалась внешняя торговля, на сегодняшний день имеют самый высокий уровень развития национальных экономик. К ним можно отнести:
- Японию,
- США,
- Германию,
- некоторые страны Азии.
Внешняя торговля предоставляет приоритет не только в производстве, но и в потреблении товаров и услуг. Процессы внешней торговли влияют на рост уровня жизни населения страны, на эффективность действующих производств.
Важно отметить, что указанные преимущества работают только в условиях свободной торговли, без каких-либо ограничений и запретов. Именно политика либерализации и протекционизма на сегодняшний день влияют на процессы и направления развития внешней торговли. Если либерализация направлена на обеспечение свободного доступа продукции на внешние рынки, то протекционизм в свою очередь обеспечивает регулирование проникновение импортных товаров на внутренний рынок страны, защищает отечественных производителей и национальные отрасли народного хозяйства от чрезмерной и нечестной конкуренции.
Обобщая все вышесказанное, можно судить о том, что уровень развития внешней торговли оказывает значительное влияние на формирование и развитие товарно-денежных отношений в масштабах мирового сообщества. Внешняя торговля влияет на валютные, финансовые, политические, кредитно-денежные отношения между странами, способствует укреплению научно-технических связей между государствами. Международная торговля создает условия для расширения экономической интеграции. Через внешнюю торговлю не только повышается эффективность производств, но и возрастает национальное богатство участвующих в ней стран.