Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Планирование внешнеэкономической деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Внешнеэкономическая деятельность / Планирование внешнеэкономической деятельности
Планирование внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности

В условиях развития современной экономики невозможно существование национального хозяйственного комплекса одной отдельно взятой страны без его связей с хозяйственными комплексами других стран. Это обусловлено географическим разделением труда и интеграционными мировыми процессами. Могут взаимодействовать целые государства, а могут и отдельные предприятия. Выход на международный рынок обеспечивает приток в страну иностранной валюты и тех товаров и услуг, которые отсутствуют в стране.

Определение 1

Внешнеэкономической деятельностью называется весь комплекс производственных, организационных и оперативно-коммерческих видов деятельности предприятий и производств, которые ориентированы на экспортно-импортные операции, с учетом особенностей их форм и методов работы, их экономической стратегии и особенностей деятельности их потенциальных партнеров.

Понятие внешнеэкономической деятельности несколько отличается от понятия «внешнеэкономические связи». Отличия состоят в том, что внешнеэкономическая деятельность предполагает действия на уровне производств (предприятий). Наряду с этим предполагается полная свобода в выборе торгового партнера и вида внешнего рынка. Предприятие само определяет ассортимент товаров и цены при проведении экспортно-импортных мероприятий.

Внешнеэкономическая деятельность является частью рыночной сферы. Поэтому она основана на критериях предпринимательства, экономической и юридической независимости.

Коммерческий расчет лежит в основе принципов внешнеэкономической деятельности. Поэтому каждый субъект этого процесса должен правильно учитывать свои материально-технические и валютные возможности, особенности возможных рисков.

Субъекты внешнеэкономической деятельности

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут быть как государства, так и отдельные предприятия. В условиях командно-административной политической системы действуют строгие государственные планы. Все основано на государственной собственности на средства производства. Поэтому в условиях подобного общества вся внешнеэкономическая деятельность сосредоточена в руках государства.

Такая картина наблюдалась в Советском Союзе и во многих других социалистических странах в средине $ХХ$ века. Но уже в $80$-е годы произошла демократизация политической системы. Многим предприятиям была разрешена самостоятельная внешнеэкономическая деятельность. Но проходила она под контролем государственного аппарата. Это ограничивало предпринимательскую активность предприятий, а внешнеэкономическая деятельность была не всегда эффективной.

С начала $90$-х годов $XX$ века произошел коренной перелом в экономической жизни постсоциалистических стран. Их экономика перешла на рыночные отношения. Предприятия получили возможность самим определять свою экономическую стратегию и определять экономических партнеров.

Необходимость и значение планирования внешнеэкономической деятельности

Рыночная экономика имеет одну очень характерную черту – неопределенность. Очень многое зависит от колебаний спроса и предложения, От политической и экономической ситуации в мире и в регионах.

Для успешного развития предприятия необходимо планирование. Это тот инструмент, который необходимо взять у командно-административной системы и адаптировать ее к условиям рынка. Особенно важным это является для внешнеэкономической деятельности.

Замечание 1

При планировании своей будущей внешней деятельности предприятия должны учитывать особенности мировой специализации и кооперирования, многообразие связей между фирмами различных стран, особенности ценовой политики на мировом рынке.

Планирование, как инструмент управления внешнеэкономической деятельностью, позволяет правильно оценить и выбрать цели и способы достижения этих целей. С помощью краткосрочных и долгосрочных планов можно добиться наибольшей эффективности своей деятельности на внешнем рынке, избежать неоправданных рисков и потерь.

В зависимости от поставленных целей можно выделить три основных вида планирования:

  • стратегическое,
  • среднесрочное,
  • текущее.

Сами термины определяют особенности этих видов планирования (на длительный период, на средние сроки и краткосрочные планы или прогнозы).