Сущность внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность – это такая деятельность в области внешней торговли, внешних инвестиций, и других областей, где участвует международный обмен товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или информацией.
Так в итоговом виде внешнеэкономическую деятельность можно понимать как ход сотрудничества с резидентами в международной, а также национальной экономике различных стран. Такая деятельность осуществляется с помощью установления внешнеэкономических, международных связей.
Внешнеэкономическое сотрудничество разделяется на следующие категории:
- торговое;
- валютно-финансовое;
- инвестиционное;
- производственное;
- научно-техническое.
На предприятиях самой простой формой внешнеэкономических отношений является наличие импортно – экспортных операций, а самой сложной – транснациональные структуры.
Для того, чтобы оценить внешнеэкономическую детальность, на предприятиях используется система анализа внешнеэкономической деятельности. Для этого проводится анализ ключевых индикаторов.
Рассмотрим основные индикаторы, с помощью которых проводится анализ.
Показатели для анализа внешнеэкономической деятельности
Такие показатели используются применительно к предприятию, которое участвует во внешнеэкономической деятельности. В систему индикаторов включаются следующие критерии:
-
Оценивается динамика изменений экспорта:
- объем экспорта в натуральных величинах и денежном выражении;
- оценивается, как в целом изменился экспорт по различным товарам, подразделениям;
- рассчитываются изменения показателя в относительном выражении (темпы роста, доли в общем экспорте).
-
Оценивается конкурентоспособность товара, поставляемого на экспорт:
- изменение в динамике доли рынка (мирового, европейского, отдельной страны);
- оценка предпочтений потребителей к марке;
- оценка товаров-заменителей на международном рынке.
-
Оцениваются инновационные качества товара, который отправляется на экспорт:
- доля затрат, которые стали ниже, в результате применения новых технологий;
- объем экспортных поставок нового, инновационного товара;
- доля новых, инновационных товаров в экспорте.
-
Оценивается прибыльность:
- доля прибыли в объеме экспорта;
- доля прибыли в объеме экспорта по различным товарам, поставляемым на экспорт;
- прибыль от внешних инвестиций.
Показатели, используемые для анализа экспортного и импортного товара
Дополнительно для обоснования экономической эффективности экспортируемого товара используются следующие показатели.
Проводится постоянный мониторинг и анализ индикаторов:
- себестоимость товара, который экспортируется;
- транспортные расходы и расходы экспедиторские;
- прочие расходы, например, страхование, пошлины таможенные и таможенные сборы;
- доход от экспорта.
В качестве показателей эффективности внешнеэкономической деятельности используется коэффициент эффективности экспорта, показатель эффекта экспорта.
Если товар импортируется, то для анализа используются такие показатели:
- стоимость импортируемого товара;
- транспортно-экспедиторские расходы;
- другие расходы, например, расходы, связанные с заключением сделки, валютные риски и потери, таможенные пошлины и сборы;
- доход от импорта.
В качестве показателей эффективности внешнеэкономической деятельности используется коэффициент эффективности импорта собственного производства и для перепродажи, экономический эффект импорта.
Система показателей для оценки внешнеэкономической деятельности представлена на рисунке 1 ниже.
Процесс анализа внешнеэкономической деятельности
Анализ разделяется на несколько этапов:
- Первый этап: подготовительный. Во-первых, проводится сбор номенклатуры товаров, которые экспортируются и импортируются. Планируются и разрабатываются решения. Обосновывается целесообразность заключаемых контрактов.
- Второй этап: текущий анализ. Мониторинг исполнения контрактов и ключевых показателей. Далее проводится анализ поставок продукции и географии поставок.
- Третий этап: заключительный. Оценивается эффективность внешнеэкономической деятельности.