Сущность и виды контроля маркетинга персонала
Виды, элементы и формы контроля маркетинга персонала - это характеристики управленческой деятельности, ориентированной на обеспечение организации человеческими ресурсами в долгосрочной перспективе.
Факторами, способствующими возникновению концепции маркетинга персонала, стали:
- переоценка роли кандидатов на работу и имеющегося персонала,
- нехватка руководителей и специалистов,
- специфика демографического развития,
- обновление профиля рабочих мест,
- односторонний подход к выбору рабочего места и профессии.
Подход с позиции маркетинга персонала предусматривает:
- рассмотрение всех структур и действий организации с точки зрения перспективы влияния на позицию на внутреннем и внешнем рынке труда,
- активное, систематическое и позитивное позиционирование предприятия на рынке персонала,
- поиск, отбор и поддержку пригодных работников.
Контроль маркетинга персонала подразделяется на:
- предварительный,
- текущий,
- заключительный.
Предварительный контроль связан с реализацией определенных процедур, правил и поведенческих линий, соблюдение которых позволяет удостовериться в развитии работы по заданной траектории.
Текущий контроль проводится непосредственно при проведении работ. Речь идет не о буквальной одномоментности с выполнением конкретной процедуры, ориентированной на достижение цели. Контроль проводят сразу после осуществления процедуры с опорой на измерение фактически полученных результатов. Текущий контроль важен для исключения отклонений от запланированных стадий работ. Кроме того, текущий контроль обеспечивает получение обратной связи.
Заключительный контроль нужен для того, чтобы получить информацию, позволяющую скорректировать план предстоящей работы по рассматриваемому направлению в будущем. Кроме того, заключительный контроль обеспечивает связь между вознаграждением за работу и ее результативностью.
В целом благодаря контролю реализуются следующие функции:
- координационная функция,
- мотивационная функция,
- функция разъяснения,
- функция обнаружения.
Формы контроля маркетинга персонала
Реализация маркетинговой деятельности в сфере управления персоналом может производиться в одной из трех форм:
- контроль предпосылок. Эта форма связана с ошибками планирования, вызванными ошибочным представлением о текущей ситуации. Они могут быть обусловлены недостаточным вниманием к значимым факторам или применением неподходящих методов и инструментов анализа. Контроль предпосылок дает возможность выявить отклонения по факторам развития организации и избежать возможных ошибок,
- метаконтроль тоже связан с ошибками, возникающими в ходе планирования и маркетинга персонала. Он ориентирован на выявление неверного использования методов планирования. Метаконтроль позволяет установить, насколько примененные методы согласуются с плановыми,
- контроль реализации. Эта форма контроля связана с ошибками, возникающими при выполнении плана маркетинга персонала. Они могут быть обусловлены как методами реализации, так и полученным результатом. Соответственно, контроль реализации предусматривает сравнение контрольных показателей, выполнение которых предполагалось, с фактически полученными результатами.
При реализации контроля эффективности мероприятий в рамках маркетинга персонала используют разнообразные показатели эффективности:
- производственную эффективность определяют на основе исследования размера внутренних источников обеспечения потребностей организации в персонале, а также эффективности применения тех или иных видов внешних источников. При этом рассчитывают покрытие потребности в персонале из конкретных источников,
- социальную эффективность определяют путем расчета коэффициента удельного веса сотрудников, обладающих качественными характеристиками, удовлетворяющими требованиям организации; коэффициента, отражающего несоответствие компании ожиданиям работников; коэффициента профильных работников в разрезе этапов жизненного цикла персонала,
- экономическую эффективность оценивают путем расчета коэффициента экономической привлекательности (вычисляется как отношение зарплаты сотрудников организации к средней по рынку труда зарплате); коэффициента экономической привлекательности в разрезе источников покрытия потребности в сотрудниках; показателей рекламной эффективности.
Итак, контроль маркетинга персонала представляет собой объективно необходимый управленческий процесс, реализуемый организацией для избегания или по крайней мере сокращения ошибок, допускаемых при осуществлении маркетинговой деятельности, снижения вероятности несоответствия фактически достигнутых показателей плановым.
Организация может не ограничиваться проведением внутреннего контроля, обязательного для управления маркетингом персонала. Можно организовать проведение проверки процедур на соответствие внешним стандартам. Это могут взять на себя сторонние организации по договору, в частности, консалтинговые компании.
Элементы контроля маркетинга персонала
К элементам контроля маркетинга персонала относятся:
- объекты контроля, в круг которых включают непосредственно мероприятия и процедуры, позволяющие получить требуемую для контроля информацию;
- методы контроля, способствующие измерению и сопоставлению действительного и желаемого, планового и фактического. Методы должны подбираться в соответствии с целями контроля, выбранными формами и видами его проведения;
- субъекты контроля (носители контроля). В роли субъектов контроля могут выступать отдельные работники организации, подразделения или отделы, а также внешние организации – например, консалтинговые компании, которые проводят контроль маркетинга персонала в соответствии с заключенным договором;
- время проведения контроля (плановое и фактическое).