Общая характеристика управления лидерством
Управление лидерством – это целенаправленная деятельность, ориентированная на оптимизацию процессов выявления, привлечения на управленческие должности (рекрутирования), развития и использования лидеров в интересах организации, а также нейтрализацию деструктивного лидерства.
Практическая значимость управления лидерством обусловлена ролью лидерства для обеспечения эффективности руководства, его негативным и позитивным воздействием на управление персоналом. Сама формулировка «управление лидерством» вызывает дискуссии в среде исследователей – одни признают возможность влияния на формирование лидерства, а другие утверждают, что этот процесс является стихийным. Несмотря на то, что однозначная позиция по этому вопросу не выработана, имеются определенные практические и теоретические достижения, позволяющие уверенно говорить о возможности управления лидерством – однако четкого определения границ управляемости нет.
В рамках проблемы управления лидерством можно выделить семь основных аспектов:
- выявление лидеров,
- неформальное лидерство,
- развитие лидерства,
- интеграция лидеров,
- учет групповых интересов,
- формирование имиджа лидера,
- устранение деструктивного лидерства.
Выявление и развитие лидеров
Для организации важно выявлять лиц, имеющих прирожденные или сформированные личностные качества для привлечения их на должности руководителей. Для выявление лидерских способностей используют ряд инструментов:
- изучение биографии и опыта работы, достижений у предыдущих работодателей;
- тестирование;
- деловые игры.
Реальная деловая практика показывает, что часто на руководящие должности назначают сотрудников, успевших проявить свои лидерские способности на более низких должностях. Для оценки лидерских задатков можно использовать следующую восьмикритериальную систему:
- самокритичность и непрерывное самосовершенствование,
- ориентация на служение другим людям,
- доброжелательность, излучение положительной энергии, уклонение от восприятия отрицательной энергии,
- вера в окружающих и внушение им этой веры,
- рационализм при распределении усилий и времени,
- оптимизм, внутренняя уверенность, восприятие жизни в позитивном ключе, свежий взгляд на события и явления,
- терпимость (толерантность), признание чужих заслуг и права самовыражаться, поощрение и использование разнообразия подходов и мнений,
- забота об интеллектуальном и духовном развитии, физическом здоровье.
Развитие лидерства предусматривает формирование и углубление лидерских качеств путем самообучения и обучения, приобретения практического опыта, прохождения тренингов, мотивирования. Развитие лидерства осуществляется с помощью таких процедур, как:
- выработка устойчивого желания быть лидером, личной мотивированности, готовности к принятию решений и взятию на себя ответственности, упорства и последовательности в достижении целей, энтузиазма;
- развитие интеллектуальных, профессиональных и нравственных качеств, значимых для лидера;
- повышение доброжелательности и социальной компетентности;
- развитие навыков быстрой и правильной оценки ситуации, своих сил, возможностей своей группы и конкурентов;
- командная работа, завоевание доверия и авторитета.
Неформальное лидерство и учет групповых интересов
Важным аспектом управления лидерством является интеграция и увязка интересов членов группы (индивидуальных целей) с целями организации. Чтобы устранить почву для возникновения деструктивных лидеров и групп, необходимо реализовать потребности, представлять и защищать интересы как отдельных членов коллектива, так и персонала в целом. Это способствует повышению авторитета руководителя, росту значимости делового лидерства в сравнении с эмоциональным. Если удается добиться гармоничного сочетания целей и интересов всех субъектов, формируется мотивационное единство всех компонентов системы «лидер-последователи».
В деятельности руководителя должны сочетаться два вида лидерства:
- формальное,
- неформальное.
Для подчиненных нормальным является желание видеть в своем руководителе не лишенного переживаний и эмоций технократа, но и человека, проявляющего лучшие нравственные качества, заботящегося о сотрудниках (а не только о своих интересах и интересах организации). В реальной деятельности формальные и неформальные моменты всегда тесно переплетаются.
Интеграция лидеров и устранение деструктивного лидерства
Необходимо обеспечивать организационную интеграцию лидеров и конструктивность как основное направление их деятельности. Деструктивное лидерство подлежит нейтрализации. Как правило, не все функции неформального лидера берет на себя руководитель, поэтому важно контролировать процесс возникновения альтернативных лидеров, не допускать их разрушительного воздействия на организацию или ухудшения результатов деятельности. При интеграции лидеров обеспечивается лояльность руководства и отбор для поощрения самых способных работников, мотивированных на достижение организационных целей. Со стихийно складывающимися неформальными группами и их лидерами официальные руководители могут налаживать продуктивные отношения.
Для нейтрализации деструктивного лидерства (например, противодействующего нововведениям) используют следующие меры:
- разрушение системы «лидер - последователи» административными инструментами. Например, деструктивного лидера можно уволить или перевести на другое рабочее место, сократив коммуникации с группой последователей;
- изменение направленности и характера деструктивного лидерства, обращение авторитета и способностей лидера на пользу организации;
- перехват основных функций лидерства формальным руководителем, реализация им групповых потребностей, которые пытался осуществить деструктивный лидер;
- подрыв репутации деструктивного лидера, демонстрация его низкой профессиональной компетентности и сомнительных нравственных качеств.