Общая характеристика управления коммуникациями в организации
Управление коммуникациями в организации - это применение совокупности знаний, практик, методов и инструментов для сбора, получения, передачи и распространения информации, связанной с объектом управления.
Коммуникации, как и другие упроизводственные процессы, должны контролироваться руководителем. Это значит, что они должны быть управляемы и спланированы.
Управлению коммуникациями часто уделяется недостаточное внимание. Это связано с тем, что коммуникация как таковая воспринимается как естественная для человека функция, осваиваемая в раннем детстве.
Однако коммуникация - это не то же самое, что и естественное общение между людьми. Профессиональное общение включает в себя набор норм и правил, которые определяют типы, качество, способы и формы передачи информации. Важно, чтобы передача правильной информации происходила нужным адресатам в нужное время. Это обеспечивает планирование и реализацию дальнейших действий, связанных с функционированием организации и достижением её целей.
Планирование коммуникаций
В ходе планирования коммуникаций необходимо учитывать всё разнообразие их типов. Достаточно упустить хотя бы один тип, и получаемая и передаваемая информация уже станет неполной. Укажем основные типы коммуникаций:
- внешние (с поставщиками, заказчиками, общественностью и другими организациями) и внутренние (в рамках компании),
- неформальные (текущее устные обсуждения, мессенджеры) и формальные (протоколы, отчёты, брифинги),
- устные и письменные,
- горизонтальные (между занимающими равное положение сотрудниками) и вертикальные (между нижестоящими и вышестоящими сотрудниками организации),
- неофициальные (недокументируемые) и официальные (годовые отчёты, информационные бюллетени),
- невербальные (язык поз и жестов) и вербальные (слова).
Планирование коммуникаций предполагает учёт требований и потребностей заинтересованных сторон в получении информации, а также исходит из имеющихся у организации активов. Если коммуникация правильно построена, она способствует повышению эффективности и результативности деятельности компаний, в частности, за счёт снижения информационного шума, уменьшения количества искажений в передаваемых данных, снижения ресурсных и временных потерь на уточнение данных.
При планировании коммуникаций в организации необходимо учитывать следующие ключевые аспекты:
- кто нуждается в информации и, кто имеет к ней доступ,
- когда требуется данная информация,
- где нужно хранить данную информацию,
- в каком формате хранить информацию,
- каким способом должна извлекаться данная информация.
Кроме того, при планировании следует принимать во внимание языковые барьеры, часовые пояса и межкультурные различия.
Требуется регулярно инспектировать планы по коммуникациям на предмет актуальности. При необходимости следует вносить корректировки для обеспечения их применимости. Часто правильно выбрать каналы и методы коммуникации не менее важно, чем передать правильную информацию. При этом должны учитываться такие факторы:
- срочность получения данной информации,
- простота использования. Выбранные технологии коммуникации должны быть понятны всем участникам. Если это не так, следует выбрать другую технологию или провести обучающие мероприятия,
- конфиденциальность и секретность информации. Стандартные каналы коммуникации могут не подходить для информации высокой секретности,
- доступность технологии. Все участники коммуникации должны иметь доступ к технологии. К примеру, несколько ведомств использует общую систему электронного документооборота,
- организационная среда. Во внимание должны приниматься различные факторы среды, например, типы команд взаимодействующих организаций (виртуальные или реальные), географический и культурный состав участников коммуникации, используемые языки.
Независимо от масштаба разрабатываемого плана коммуникаций все они должны содержать:
- требования заинтересованных сторон к коммуникациям,
- сведения о передаваемой информации,
- причину распространения информации,
- сроки и периодичность распространения информации и получения, и подтверждения или ответа,
- перечень лиц, отвечающих за передачу информации,
- сведения о лице, выдающем разрешение на раскрытие конфиденциальной информации,
- сведения о получателях,
- методы или технологии, используемые для передачи информации,
- ресурсы, выделенные на коммуникационные действия,
- описание процесса эскалации для проблем, которые не удается решить персоналом на более низком уровне,
- методы обновления и уточнения плана управления,
- глоссарий терминологии,
- схемы потоков информации,
- ограничения коммуникаций, возникающие обычно вследствие определенных законодательных или нормативных актов, технологий и т.д.
Методы коммуникации в организации
Методы коммуникации можно разделить на три большие группы:
- интерактивные коммуникации,
- информирование без запроса,
- информирование по запросу.
Интерактивными называются коммуникация между двумя и более сторонами, которые осуществляют многосторонний обмен информацией.
Интерактивные коммуникации являются самыми эффективными для того, чтобы обеспечить общее понимание по определённым вопросам всеми участниками. К этому методу относятся:
- телефонные переговоры,
- совещания,
- видеоконференции,
- мгновенные сообщения.
Информирование без запроса предполагает, что отправитель отсылает информацию определённым адресатам, возможно нуждающимися в ней.
Метод информирования без запроса обеспечивает распространение информации, при этом фактическое её получение и понимание аудитории не гарантируется. К этому методу относятся:
- сообщения по электронной почте,
- письма, отчёты и заметки,
- пресс-релизы,
- сообщения голосовой почты.
Информирование по запросу предполагает, что получатели самостоятельно по собственному желанию обращаются к носителю информации.
Информирование по запросу широко распространено для больших аудиторий и больших объемов информации. К этому методу относятся:
- электронное обучение,
- хранилища знаний,
- базы извлеченных уроков,
- интрасети.