Психологические аспекты профессионально-личностного роста
Технология профессионально-личностного роста - это пути, средства и способы достижения личностного и профессионального развития.
В психолого-педагогической литературе подробно рассматривается тема профессионально-личностного роста. В процессе анализа этого понятия исследователи часто используют другие термины – «саморазвитие» или «самосовершенствование». Самосовершенствование, саморазвитие и профессионально-личностный рост целесообразно рассматривать скорее не как результат, а как процесс, в ходе которого человек самостоятельно развивает в себе профессионально-личностные навыки и качества. До сих пор не выработано четкого, общепризнанного определения для терминов «саморазвитие» и «профессионально-личностный рост». Часто речь идет о том, что у личности есть ряд качеств, обуславливающих возможность саморазвития. К таким качествам относятся:
Профессиональные и социальные качества, в том числе:
- коммуникативные качества: авторитет, личное обаяние, вежливость, общительность, тактичность, уважение, доступность для контактов, готовность помочь, внимательность к окружающим, эмпатия, умение управлять общением,
- волевые качества: самообладание, уверенность в себе, выдержка, предприимчивость, сдержанность, склонность к риску, уравновешенность, смелость, независимость, инициативность, самостоятельность, целеустремленность,
- организационно-административные качества: умение принимать решения, готовность брать ответственность, требовательность к себе и окружающим, умение координировать работу, умение планировать, способность заряжать своей энергией,
- харизматичность: душевное равновесие, уверенность в своих силах, умение становиться образцом для подражания, способность находить подход к другим людям.
Внутриличностные качества, помогающие человеку успешно вести профессиональную деятельность и эффективно развиваться:
- морально-этические качества: порядочность, честность, обязательность, доброта, надежность, сознательность, добросовестность, скромность, принципиальность, бескорыстность,
- эмоциональная стабильность: способность воспринимать критику, внушаемость, мнительность, склонность к нервному поведению, уровень тревожности,
- адекватность самооценки,
- отсутствие негативных акцентуаций характера: властности, агрессии, скептицизма,
- креативность, выражающаяся в способности индивида к созданию новых понятий и формированию новых навыков,
- гипотетические интеллектуальные способности: гибкость мысли, беглость мысли, оригинальность.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение понятия профессионально-личностный рост.
Профессионально-личностный рост - это самостоятельное развитие своих профессионально-личностных качеств, позволяющее расширить знания в рамках профессиональной области, приобрести новые умения и навыки, реализовать творческий подход к решению профессиональных задач, повысить эффективность обмена опытом с единомышленниками и коллегами.
Искусство управления собственной жизнедеятельностью
Важнейшим качеством для профессионально-личностного роста является умение личности управлять собственной жизнедеятельностью. Искусство управления собой может быть представлено как совокупность семи блоков навыков и качеств:
- Формулирование жизненных целей. Человек должен уметь мобилизовать собственные жизненные ресурсы и способности. От того, насколько индивид может выявить свои способности и наклонности, определиться с жизненным и профессиональным предназначением, зависит вся будущая жизнь. Если человек в юном возрасте определился со своими слабыми и сильными сторонами и спланировал карьеру исходя из них, его шансы на достижение успехов повышаются. Важно формулировать жизненные цели, сознательно осуществлять свои действия исходя из индивидуальных ценностей, интересов и потребностей. Еще одно важное умение - умение принимать решения, в частности, выбирать первоочередные дела и задачи, устанавливать приоритеты. Чтобы достигнуть индивидуальных жизненных целей в сфере профессиональной деятельности, нужно планировать свою карьеру.
- Личная организованность, выражающаяся в способности работать и жить по системе. В рамках этого блока можно указать следующие важные качества и умения: приверженность системному подходу; способность эффективно использовать время, ценить его; умение сосредотачиваться на главном; умение делать все по порядку, не перепрыгивая через этапы, не упуская мелочи из виду; умение учитывать и подвергать анализу временные затраты.
- Самодисциплина, то есть личная дисциплинированность, планомерность и точность, соблюдение строгого порядка. Дисциплинированный человек умеет управлять своим поведением, держит слово, выполняет обязанности. Человек должен быть обязательным, пунктуальным, собранным, обладать чувством ответственности и уметь отказываться от удовольствий ради достижения главной цели.
- Знание приемов и правил организации личной работы, умение применять их на практике. В рамках этого блока можно отметить следующие важные умения: умение организовать рабочее место, умение пользоваться современной техникой, работать с информацией и применять информационные технологии, составлять документы, слушать и вести деловые разговоры (в устной и письменной форме), планировать свои дела, рационализировать личный труд, адаптироваться в коллективе и делегировать полномочия.
- Эмоционально-волевой потенциал, предусматривающий способность к управлению своей волей, воспитанию жизнерадостности и оптимизма. Большую роль здесь играют волевые качества, упорство в работе, трудолюбие, решительность, целеустремленность, напористость, умение мотивировать себя, определить значимые побудительные моменты, преданность коллективу и работе, увлеченность работой, уверенность в себе.
- Самоконтроль жизнедеятельности, включая контроль процессов и результатов.