Стандартизация персонала
Стандартизация и сертификация персонала - это процедуры и мероприятия, связанные с проведением оценки сотрудников.
Развитие экономики, изменение сфер деятельности и внедрение наукоемких технологий порождает необходимость разрабатывать и внедрять системы профессиональной стандартизации и сертификации.
Основными принципами стандартизации являются:
- добровольность применения стандартов. Стандарты могут затрагивать вопросы установления или подтверждения уровня соответствия сотрудника занимаемой должности, раскрытия профессионального потенциала, возможностей карьерного роста в контексте соответствия определённым требованиям профессиональных стандартов,
- системность, подразумевающая детальное и поэтапное рассмотрение всех пунктов стандартизации как отдельных элементов комплексного процесса,
- сбалансированность между интересами сторон, участвующих в разработке, составлении и потреблении услуги. При обоюдном согласии заинтересованные участники находят точки соприкосновения интересов в процессе создания профессиональной стандартизации,
- эффективность, которая заключается в достижении высокого качества внедрения стандартизации, что позволяет повысить компетентность, усилить надежность и гарантировать социальное воздействие на персонал,
- грамотность составления и чёткость формулировок стандарта. В формулировке прописанные характеристики должны быть однозначными и ясными,
- динамичность и опережающее развитие стандартов. Закреплённые критерии профессиональных стандартов должны быть легко приспосабливаемыми к происходящим изменениям,
- объективность проверки. Проверка соответствия должна осуществляться квалифицированными специалистами без предвзятости,
- обеспечение условий одинакового применения стандартов. В организации должны быть установлены единые многофункциональные положения, регламентирующие разработку, характеристики и проведение оценки профессиональных стандартов.
Внедрение системы профессиональных стандартов - это один из наиболее распространённых на практике способов сформировать конкурентоспособность персонала.
Профессиональный стандарт – это требования, предъявляемые к основным обязанностям персонала, разработанные для установления степени профессиональной компетентности сотрудника, соответствия его квалификации занимаемой должностной позиции.
Профессиональные стандарты включают требования к профессиональному уровню сотрудников с позиции обеспечения качества выполнения обязанностей в определённой области. В профессиональном стандарте предусматривается:
- перечень должностей,
- уровень образования,
- уровень квалификации,
- перечень обязанности,
- перечень, знаний, умений и навыков.
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит положения, в которых указывается, что работодатель имеет полное право проводить аттестацию персонала на предмет его профессиональной подготовленности, но тогда работодателю необходимо самостоятельно прописать, что представляет собой стандартизация персонала, на чем базируется, из чего состоит, разработать мероприятия проведения и систему ее комплексной оценки.
Сертификация персонала
Под сертификацией персонала понимают сложную многоуровневую операцию, суть которой состоит в аттестации персонала компетентными органами исходя из критериев оценки профессиональной деятельности сотрудников конкретной отрасли.
Сложность сертификации связана с тем, что для многих специальностей сформированы профессиональные стандарты как на уровне отдельного предприятия или отрасли, так и на национальном и международном уровнях. В то же время не для всех отраслей разработаны профессиональные стандарты. Без них процессы сертификации существенно замедляются. Также необходимо принимать во внимание, что у профессиональных стандартов нет законодательных и нормативных положений, они носят необязательный, рекомендательный характер.
Основополагающие принципы проведения сертификации персонала:
- процедуры оценки должны быть адаптированы к изменяющимся квалификационным требованиям,
- должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые получаются в ходе проведения оценки и сертификации,
- информация о процедурах и результатах проведения оценки и сертификации персонала должна быть достоверной,
- информация о сертификации сотрудников должна предоставляться своевременно,
- должна обеспечиваться добросовестность при прохождении оценочных процедур и сертификации.
Сертификацию можно рассматривать как непредвзятую, объективную оценку квалификационного уровня персонала исходя из требований, присущих конкретной сфере деятельности. Сертификация строится на основе профессиональных стандартов. Сертификация даёт сотрудникам официальное право выполнения своих профессиональных обязанностей с опорой на свой опыт, знания, умения, навыки.
Таким образом, не вызывает сомнения, что в настоящее время участники конкурентного рынка сталкиваются с необходимостью эффективно управлять развитием персонала. Это единственный способ добиться развития человеческого капитала, что является ключевым компонентом успеха. Благодаря внедрению системы стандартизации и сертификации деятельности всех категорий сотрудников руководители получают возможность собрать оперативную информацию о профессиональном уровне каждого работника. На основе этой информации можно принять своевременные меры, направленные на улучшение использования человеческого капитала. Благодаря оценке результатов труда руководители получают возможность выстроить эффективную систему оплаты. На основе результатов оценки уровня квалификации можно перейти к целенаправленному обучению сотрудников, базирующемуся на разработке индивидуальных планов развития. Также появляется возможность принимать и другие обоснованные кадровые решения, касающиеся как карьерного роста, так и увольнения сотрудников, не соответствующих требованиям должностной позиции.