Понятие социального партнерства
Социальное партнерство в коммерческих компаниях – это система взаимоотношений, складывающихся между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, ориентированная на то, чтобы согласовать интересы работников и работодателей в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
Основные стороны социального партнерства – это работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.
В случаях, предусматриваемых трудовым законодательством, сторонами социального партнерства могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления. Также эти органы могут быть сторонами социального партнерства, если они выступают в качестве работодателя.
В России на федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В ней на паритетной основе представлены:
- представители объединений работодателей,
- представители профсоюзов,
- представители Правительства РФ.
В каждом субъекте Российской Федерации учреждены региональные трехсторонние комиссии, осуществляющие регулирование социально-трудовых отношений.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на федеральном уровне фиксирует обязательства сторон по ключевым направлениям в сфере социально-экономической политики. Дополнительно на различных уровнях – федеральном, региональном и межрегиональном, отраслевом и межотраслевом, территориальном – заключаются соглашения по вопросам социального партнерства в социально-трудовых отношениях.
Если соглашения заключаются на федеральном уровне, они должны пройти уведомительную регистрацию в Роструде, а затем быть опубликованы на официальных сайтах Роструда, Минтруда, а также в официальных изданиях.
На уровне отдельной организации регулирование социально-трудовых отношений ведется в соответствии с коллективными договорами, которые заключают работники и работодатели.
К основным формам социального партнерства относятся:
- консультирование представителей работодателей, работников и государства по вопросам социально-трудовых отношений, обеспечения соблюдения трудовых прав, реализации социально-экономической политики, совершенствования законодательства,
- коллективные переговоры по вопросам подготовки и заключения коллективных договоров,
- обеспечение участия работников и их представителей в управлении предприятием,
- обеспечение участия представителей работодателей и работников во внесудебном и досудебном разрешении трудовых конфликтов и споров.
Одна из форм социального партнерства – это принятие работодателем решений в соответствии со мнением выборных профсоюзных органов или представительных органов работников. Один из важнейших принципов правового регулирования социально-трудовых отношений – это реализация права работников участвовать в управлении организациями в формах, предусмотренных законом.
Также вариантом социального партнерства является участие представителей работодателя и работников в разрешении трудовых споров в досудебном порядке. Имеется в виду ситуация, когда работник обращается в комиссию по трудовым спорам за разрешением индивидуальных трудовых споров.
Принципы социального партнерства
К основным принципам социального партнерства относят:
- равноправие сторон. Это главный принцип социального партнерства. Чтобы возможности были подлинно равными, законодатель предусмотрел в Трудовом кодексе ряд гарантий для более слабой и уязвимой стороны – работников,
- учет и уважение интересов сторон. Все переговоры должны вестись на принципе добровольности. Иными словами, круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективных договоров, соглашений, определяется свободно и самостоятельно участниками. Принятие обязательств по соглашению или коллективному договору носит сугубо добровольный характер,
- заинтересованность сторон в участии в отношениях, регулируемых договором. Только в том случае, если стороны заинтересованы в участии в договорных отношениях, они могут достичь компромисса. К сожалению, на практике работодатели нередко отказываются от коллективных переговоров и заключения договоров и соглашений,
- содействие государства в демократическом развитии и укреплении социального партнерства. Это позволяет более широко использовать социально-партнерские отношения при формировании государственной социально-экономической политики,
- соблюдение сторонами нормативно-правовых актов в сфере трудового права (включая трудовое законодательство). Участники социального партнерства должны соблюдать правила и нормы ведения коллективных переговоров, согласования содержания коллективных договоров. Если условия коллективного договора или соглашения ухудшают условия для работников по сравнению с закрепленными в трудовом законодательстве, их нельзя применять. Соответственно, все договоренности должны быть ориентированы на расширение социальных гарантий, закрепленных законодательно,
- полномочность представителей. Для обеспечения полномочности представителей сторон следует соблюдать порядок определения представителей и наделения их правами и обязанностями,
- свобода выбора в ходе обсуждения вопросов в сфере труда. Каждая сторона переговоров имеет право выбирать круг вопросов в сфере труда, которые требуется обсудить и решить,
- добровольность принятия обязательств сторонами. Обязательства должны приниматься добровольно, а не под внешним давлением,
- реальность принимаемых обязательств,
- обязательность выполнения условий коллективных договоров и соглашений. Стороны признают юридические последствия заключения договора или соглашения,
- контроль за выполнением коллективных соглашений и договоров,
- ответственность за невыполнение условий коллективных соглашений и договоров.