Функции службы безопасности предприятия
Службы безопасности организации – это структурные единицы, отвечающие за обеспечение безопасного протекания производственных и иных внутренних процессов предприятия.
Основными задачами службы безопасности организации являются:
- обеспечивать безопасность деятельности организации;
- организовывать правовые и иные виды взаимодействий с внешними контрагентами;
- исключать вероятность получения несанкционированного доступа к сведениям, имеющим ограниченную открытость;
- контролировать соблюдение допусков и их правил к информации, составляющей коммерческую тайну;
- своевременно выявлять и перекрывать каналы утечки информации;
- охранять территорию, здания, помещения, оборудование, материалы и прочую собственность организации.
Итак, на службу безопасности возложено обеспечение и поддержание безопасности по всем направлениям деятельности внутри организации.
Ключевые функции службы безопасности организации:
- организовывать и обеспечивать путем проведения контроля соблюдение пропускного режима на предприятии;
- контролировать выполнение работ в части правового и организационного урегулирования;
- участвовать в подготовке значимых документов, так или иначе затрагивающих вопросы обеспечения безопасности;
- изучать коммерческие, финансовые, производственные и прочие тайны организации для последующей их защиты;
- организовывать и контролировать проведение служебных расследований в случае допущения нарушений;
- организовывать и проводить регулярную подготовку персонала по вопросам сохранения коммерческих тайн для обеспечения защиты корпоративных секретов;
- вести учет сейфов и прочих защищенных хранилищ;
- поддерживать контакты с правоохранительными органами и другими организациями подобного рода по мере возникновения необходимости.
Каждая служба безопасности – это уникальная система, построенная в соответствии с запросами конкретной организации. Бизнес-процессы отличаются в крупных корпорациях и на небольших фирмах. Также они зависят от отрасли. Чем сложнее технологический процесс, тем больше угроз безопасности он таит в себе. В любом случае служба неразрывно связана с технологией построения бизнеса, и можно уверенно сказать, что бизнес является неполноценным, если он не содержит в своей структуре службу безопасности. Вложения в безопасность – это не расходы, а необходимые инвестиции. Действия злоумышленников могут нанести компании ущерб, в разы превышающий затраты на работу службы безопасности за год. При этом отдельные вопросы могут выноситься на аутсорсинг, особенно в случае небольших компаний, которые не могут себе позволить содержать собственный штат сотрудников, специализирующихся на безопасности. Соответствующие услуги предоставляют охранные и детективные агентства.
Направления деятельности службы безопасности предприятия
В целом все направления деятельности службы безопасности можно разделить на четыре направления:
- охрана и режим;
- аналитика;
- техническая поддержка;
- информационная безопасность.
Если организация хочет сохранить свои коммерческие тайны, ей не обойтись без охраны и режима. Для их обеспечения служба безопасности организовывает и поддерживает пропускной режим, а также внутриобъектный режим работы, осуществляет личную охрану ключевых сотрудников (руководителей, ведущих специалистов), физически и технически защищает здания и помещения, разрабатывает и контролирует систему безопасного функционирования вверенного предприятия в обычных (повседневных) и особых условиях.
Служба безопасности может взять на себя обязанности по контролю за рациональным использованием рабочего времени персонала (совместно со службой персонала), полнотой исполнения служебных обязанностей. Сотрудников необходимо уведомить о проводимых контрольных мероприятиях (например, видеонаблюдении). Желательно, чтобы информация о контроле была включена непосредственно в трудовой договор (хотя бы в обобщенном виде).
Одной из важных задач, стоящих перед службой безопасности, является проверка кандидатов на вакантные должности. Служба безопасности не оценивает квалификацию и профессиональные навыки, их вопросы – добропорядочность и законопослушность, лояльность и вменяемость кандидата, достоверность предоставленных им сведений, а также некоторые моральные и психологические характеристики, связанные с обеспечением безопасности.
Аналитическое подразделение службы безопасности занимается мониторингом как внутренней, так и внешней ситуации. Он проводится систематически, а отдельные мероприятия – по мере необходимости, например, при привлечении новых контрагентов или развитии новых направлений бизнеса. Сотрудники службы безопасности рассматривают различные сценарии и формулируют аргументированные выводы. Аналитики аккумулируют сведения о событиях, фактах и отдельных лицах. Накопленная информация систематизируется и впоследствии помогает руководителям в принятии управленческих решений, разработке эффективных стратегий. По запросу руководителя формируется сводка, содержащая данные относительно выявления, предупреждения и пресечения на территории предприятия нежелательных действий.
Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности, обеспечивают контроль сохранности информации в электронных сетях.
На эффективность работы службы безопасности влияет качество осуществление технической поддержки. В современных службах безопасности применяется широкий спектр технических средств:
- системы контроля удаленного доступа;
- средства охраны;
- системы контроля проникновения;
- системы защиты от съема информации;
- системы охранной сигнализации;
- системы пожарной сигнализации и пожаротушения и т.д.
Все эти системы должны работать бесперебойно, быть надежными, в противном случае на них нельзя рассчитывать.