Управление неформальными группами
Роль неформальных групп в организации – это влияние, которое оказывают на функционирование организаций общности людей, не имеющие правового статуса и складывающиеся спонтанно на основе социальных и личных отношений, взаимных симпатий, общих интересов в результате тесного взаимодействия между работниками.
На складывающиеся в рамках неформальных групп отношения никак не влияет формальная структура компании. В формальных группах ключевой характеристикой является должность, которую занимает человек, а в неформальных акцент делается на личность. Властные полномочия лидеру неформальной группы предоставляются членами группы, а не руководителями организации. Такая власть зависит от того, как к лидеру относятся участники группы, поэтому ее нельзя назвать стабильной.
Хотя у любого руководителя формальные (должностные) полномочия дополняются неформальной властью, редко неформальный компонент настолько силен, чтобы считать начальника и неформальным лидером. Поэтому в большинстве групп происходит взаимодействие между формальным неформальным лидерами.
Неформальный лидер – это выдвинутый из членов группы человек, наделенный неформальной властью, обладающий наивысшим в рамках этой группы статусом, дающий советы коллегам и участвующий в решении задач группы.
Если неформальная группа достаточно крупная, в ней может быть сразу несколько лидеров, дополняющих друг друга. Нередко неформальный лидер получает некие привилегии – например, право выбора самого удобного периода отпуска или времени обеда.
Не всегда руководитель или отдел персонала сразу определяет, кто является неформальным лидером. Чтобы понять это, нужно проанализировать, как ведут себя члены группы: кто представляет их интересы, к кому чаще всего обращаются за консультацией. Сами неформальные лидеры берут на себя эту роль по разным причинам:
- чтобы разнообразить рабочие функции;
- чтобы удовлетворить потребность в общении;
- чтобы получить от коллег признание умений и опыта, ощутить чувство значимости, но при этом не брать на себя ответственность, присущую формальному лидерству.
Если формальный лидер организации наладит взаимодействие с неформальными лидерами групп, он получит возможность влиять на поведение членов группы в русле достижения общеорганизационных целей. Если же между лидерами возникает конфликт, мотивация членов группы снижается. Высшее руководство должно при назначении формальных лидеров рассматривать кандидатуры лидеров неформальных, однако не всегда неформальные лидеры становятся хорошими управленцами.
Управление неформальными группами предполагает следующие действия:
- составление визуального портрета группы (схемы неформальной организации). Чтобы выделить лиц, которым больше всего доверяют члены группы, которые обладают авторитетом, необходимо определить внутригрупповые отношения. Сбор данных производится в ходе прямого наблюдения или анкетирования;
- изучение «правил игры», принятых в группе. Руководитель, чтобы оказать влияние на неформальную группу, должен научиться взаимодействию с ее членами – невозможно создать регламенты поведения членов группы или вообще запретить их формирование, поскольку неформальные группы не попадают в сферу контроля менеджмента организации. Единственный вариант конструктивных отношений – поиск компромиссов между интересами организации и неформальной группы; идеальная ситуация, когда удается достичь согласованности этих интересов;
- обеспечение движения неформальной группы к общеорганизационным целям. Успех службы персонала и менеджмента – это получение поддержки от сильных неформальных групп. При этом важно, чтобы неформальные группы не захватили ведущие позиции в управлении в обход формальной иерархической структуры организации.
Достоинства и недостатки неформальных групп
Организация может столкнуться с рядом проблем, обусловленных существованием неформальных групп:
- противодействие переменам. Для групп типичны попытки оградить сложившиеся отношения от влияния извне, от трансформаций. Поэтому любые изменения, которые члены группы воспримут как угрозу, могут столкнуться с противостоянием;
- давление со стороны группы на своих членов. Группы ждут, что их члены будут соблюдать сложившиеся требования к поведению как в контексте выполнения рабочих задач, так и в личных отношениях. Те, кто не хочет подчиняться, сталкиваются с психологическим давлением;
- ролевые конфликты, конфликты между членами группы. Требования неформальных групп к своим членам могут противоречить требованиям работодателя, что неизбежно порождает конфликт интересов. Кроме того, если в группе возникает противостояние, это отвлекает персонал от выполнения должностных обязанностей.
Однако неформальные группы приносят организации не только проблемы, они обладают и достоинствами. Здесь важно, чтобы руководитель обеспечил службу неформальных групп достижению целей и задач организации – тогда взаимодействие формальной и неформальной структур позволяет повысить эффективность компании.
Если неформальные группы поддерживают организационные цели, управленческая нагрузка снижается. Формальный руководитель может снизить жесткость контроля, поскольку члены группы сами поддерживают порядок. Он может делегировать полномочия. При этом будет наблюдаться повышение производительности.
В неформальных группах может происходить подтягивание отстающих работников до общего уровня. Коллеги оказывают недостаточно компетентным работникам помощь, разъясняют нюансы работы. Также неформальные группы могут положительно влиять на мотивацию своих участников.
Неформальная группа – это хороший коммуникативный канал, позитивно воздействующий на формирование чувства причастности и преданности организации.
Достоинства неформальных групп проявляются наиболее ярко в группах, в которых члены группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся к пребыванию в рядах коллектива.