Понятие профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, обеспечивающая ознакомление со спецификой разных видов деятельности и направленная на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда у социологов и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему подходящие специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор рынок труда и экономика кардинально изменились. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют. Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру.
Профессиональная ориентация способствует выбору сферы деятельности в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями, а также предоставленными обществом возможностями.
В состав профессиональной ориентации входят:
- профессиональное просвещение. Это направление представляет собой обеспечение молодёжи информацией о профессиях, возможностях профессиональной карьеры, учебных заведениях,
- профессиональное воспитание. Это направление связано с формированием у молодёжи работоспособности, трудолюбия, профессиональной ответственности, выявлением и развитием склонностей и способностей,
- профессиональное консультирование в части вопросов выбора профессии, получения профессиональной подготовки и переподготовки, трудоустройства,
- профессиональное развитие и поддержка профессиональной карьеры, в том числе смена профессии и профессиональная переподготовка,
- профессиональная пропаганда. Это направление профориентации является разновидностью профессионального просвещения, представляющей собой информационную деятельность, направленную на привлечение внимания к конкретным профессиям за счёт демонстрации их привлекательных сторон,
- профессиональная реклама. Это направление, являющееся неотъемлемым элементом рынка труда, представляет собой информирование о состоянии и характере конкретных видов профессиональной деятельности и должностях в целях их популяризации и формирования устойчивого кадрового спроса,
- профессиональная пропедевтика. Это направление профориентации представляет собой разнообразные формы участия человека в отдельных сторонах будущей профессиональной деятельности. Профессиональная пропедевтика предваряет принятие окончательного решения по вопросу выбора профессии,
- предварительный профессиональный отбор. Это мероприятие позволяет определить степень профессиональной пригодности человека ещё на стадии выбора профессии. Для того, чтобы осуществить предварительный профессиональный отбор, человека знакомят с требованиями профессии, изучают его личные особенности, предоставляет возможность включиться в профессиональную деятельность.
Чтобы вести консультации по профессиональной ориентации, нужно знать характеристики профессий, обладать информацией о перспективах развития профессий, районах распространения профессий, сложившемся на рынке уровне доходов, путях получения квалификации и перспективах карьеры, а также особенностях рынка труда. Кроме того, во внимание должны приниматься технологические характеристики:
- описание профессиональных задач и производственных процессов,
- санитарные и медико-социальные характеристики условий труда, включая перечень противопоказаний и показаний,
- требования профессии к личным особенностям людей.
Тесты для профориентации
Самым простым, удобным и быстрым способом выбрать будущее направление профессиональной деятельности являются онлайн-тесты. Они доступные из любой точки мира, пройти такие исследования можно прямо дома в любой удобный момент. Тесты направлены на определение:
- темперамента,
- особенностей мышления,
- склонностей,
- профессиональных интересов.
Недостатком таких опросников является их низкая надежность, особенно в случае с детьми и подростками. В юном возрасте вкусы и интересы часто меняются, что неизбежно отражается на ответах.
Большей достоверности отличаются исследования, которые предлагают в центрах профориентации. В их основе лежит 5 классических теорий:
- теория Джона Льюиса Холланда,
- «я-концепция» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера,
- теория адаптации к работе,
- теория исключения и компромисса Линды Готтфредсон,
- социально-когнитивная карьерная теория.
Во всём мире популярен тест на профориентацию Холланда. При прохождении этого теста необходимо последовательно выбирать предпочтительную профессию из 43 пар профессий. В результате испытуемого относят к одному из шести типов личности, под который можно подобрать специальность. Этот тест подходит как для школьников и выпускников, так и для взрослых людей. Недостатком теста является то, что он был составлен ещё в середине XX века и не учитывает профессии, появившиеся в последние годы.
В России и странах СНГ одним из самых распространённых и известных является дифференциально-диагностический опросник Евгения Климова. В этом опроснике испытуемому предлагают 20 альтернативных высказываний, каждое из которых ближе к той или иной профессии. После того, как человек сделал выбор во всех вопросах, выявляется его профессиональная ориентация.
Быстрой, простой и достаточно авторитетной является карта интересов Голомштока. Её используют при работе как со школьниками, так и со взрослыми. Карта включает 174 вопроса и 29 направлений профессиональной деятельности, ранжируемых по степени выраженности.
Тесты могут помочь с выбором профессии, но они не дают ответов на вопросы о том, где и как этой профессии можно научиться.