Управленческое консультирование как разновидность экспертной помощи
Нормативная база управленческого консультирования – это совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание услуг, связанных с консалтингом.
Согласно определению Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, под управленческим консалтингом понимают совокупность помощи и независимых рекомендаций по вопросам управления, том числе помощь в реализации советов.
Данного определения придерживается и Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению.
В России формирование стандартов управленческого консультирования только происходит, поэтому ещё не сформулировано строго выверенного определения термина «управленческое консультирование». В советское время речь шла только о квалифицированной помощи руководителям организаций, которую оказывали эксперты в конкретной предметной области. Во время перестройки потребовался новый вид управленческого консультирования, когда руководителям организации оказывали экспертную помощь в части решения задач, связанных с трансформацией управления под требования меняющихся внутренних и внешних условий.
В настоящее время управленческое консультирование рассматривают одновременно и как услугу, и как процесс, и как метод, и как экспертизу:
- услуга предполагает оказание диагностической помощи клиенту с последующим решением его проблем, связанных с управлением организацией,
- процесс взаимодействия происходит между клиентом и консультантом; в результате этого процесса реализуются организационные изменения,
- метод предназначен для освоения клиентом управленческих разработок с участием профессиональных консультантов,
- экспертная помощь оказывается клиенту в решении управленческих проблем, возникающих в условиях изменения внутренней и внешней среды.
Участники процесса консультирования
Если фирма приглашает консультанта для оказания услуг в сфере управления, это уже указывает на достаточно высокий уровень деловой культуры. В настоящее время всё более важно, чтобы клиент был максимально вовлечен в процесс консультирования. Консультирование предполагает, что положительные перемены в организации будут реализованы в первую очередь благодаря действиям клиента, направляемого советами консультанта. Только так фирма получит возможность в дальнейшем развиваться самостоятельно.
Консультант – это юридическое или физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в части решения проблем клиента.
Клиент - это юридическое или физическое лицо, которое обратилось к консультанту для решения своих проблем и заключило договор, предмет которого – оказание услуг в сфере консалтинга.
Клиент, являющийся объектом консультирования, должен оплачивать услуги консультанта в соответствии с предусмотренными договором условиями.
Консультант, являющийся субъектом консультирования, выполняет работу, связанную с рационализацией клиентской деятельности. За эту работу консультант получает вознаграждение, указанное в договоре.
Консультанты бывают двух типов:
- внешние консультанты могут работать независимо или от консультационной фирмы. Они оказывают услуги клиентам по хозяйственным договорам,
- внутренние консультанты оформляют трудовые отношения с компанией, занимают в ней штатную должность.
Консультирование предполагает, что помощь оказывается в такой форме, когда консультант сам не принимает непосредственное участие в функционировании организации, не несёт ответственность за полученные результаты, но помогает сотрудникам клиента в решении возникших проблем.
Управленческое консультирование может быть определено как метод или как профессиональная деятельность, в ходе которой в организацию привносятся практические советы и реальная помощь. Кроме того, знания и опыт сотрудников организации совершенствуются.
Консультанты, формулируя свои советы, не руководят организацией, не обладают полномочиями в части принятия управленческих решений. Консультанты несут ответственность только за законченность и качество совета. Вся ответственность, проистекающая из принятия совета, ложится на клиента.
Нормативно-правовые акты в сфере консалтинга
Ключевыми документами, лежащими в основе правового регулирования консалтинга, являются:
- Конституция РФ,
- Гражданский кодекс РФ,
- Трудовой кодекс РФ,
- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ,
- Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ,
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ,
- Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ,
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Говоря о Конституции, необходимо в первую очередь отметить статью 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения финансовых средств и услуг, свободу экономической деятельности и поддержку конкуренции. Статья 74 детализирует понятия свободного перемещения услуг и финансовых средств.
В Гражданском кодексе для определения нормативной базы консалтинга представляет интерес статья 128, относящая результаты оказания услуг к объектам гражданских прав. Глава 39 содержит положения, касающиеся возмездного оказания услуг, в том числе, консалтинговых услуг. В этой главе описываются:
- договор возмездного оказания услуг,
- требования к оплате услуг,
- возможность отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке,
- правовое регулирование договора, связанного с возмездным оказанием услуг,
- особенности договоров, связанных с услугами по предоставлению информации.
Однако в сфере консалтинга сохраняется значительное пространство правовой неопределенности. Основной проблемой консультационной деятельности в России является то, что она не регулируются законом, который бы определял понятия, сущность, принципы консультационной деятельности, ответственность консультантов, функционирование профессиональных организаций. Остаются неразрешенные правовые основы взаимоотношения сторон: права и обязанности, ответственность, цена и порядок расчетов, сроки и качество оказания консультационных услуг и др.