Общая характеристика нейролингвистического программирования
Моделирование эффективного лидерства с помощью нейролингвистического программирования (НЛП) – это процесс разделения феномена лидерства на достаточно мелкие элементы, изучение которых позволяет воспроизвести и определенным образом использовать лидерство, установить наиболее значимые для достижения результатов компоненты (в первую очередь – психические стратегии и речевые паттерны).
Нейролингвистическое программирование – это наука о поведении, которая предоставляет:
- эпистемологию (систему ценностей и знаний);
- методологию (процедуры и приемы, обеспечивающие применение ценностей и знаний);
- технологию (средства, позволяющие применить ценности и знания).
Нейролингвистическое программирование включает ряд уникальных понятий и принципов, позволяющих проводить анализ и выделять значимые паттерны поведения, межличностных отношений, ценностей, а затем превращать выявленные паттерны в надежные и полезные инструменты. В основе нейролингвистического программирования лежат простые нервные, лингвистические и поведенческие понятия и паттерны – в некоторых аспектах более независимые от содержания и фундаментальные, чем любые другие модели взаимодействия и мышления людей. Возможности нейролингвистического программирования не ограничиваются оценкой поведенческого содержания поступков – в сферу изучения попадают и те скрытые силы, которые стоят за этим поведением, а также обеспечивающие успех структуры мышления.
Само название «нейролингвистическое программирование» указывает на интеграцию трех научных отраслей:
- компонент «нейро» (нервная система). Важной частью нейролингвистического программирования является понимание и использование паттернов и принципов функционирования нервной системы. В соответствии с концепцией НЛП, в нервной системе человека выполняют определенные программы, что обеспечивает память, мышление, создание мысленных образов, творчество и все прочие когнитивные процессы. Опыт человека – это синтез или комбинация информации, получаемой и обрабатываемой внутри нервной системы. В практическом смысле это значит, что мир воспринимается через чувства – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус;
- лингвистический компонент. В рамках концепции НЛП язык рассматривается как продукт нервной системы, который в то же время формирует и стимулирует ее деятельность. Язык – это один из ключевых инструментов воздействия (активации, стимулирования) нервной системы других людей. Поэтому эффективное взаимодействие и общение связаны с применением языковых средств для стимуляции, вербализации целей, проблем и понятий в контексте той или иной ситуации или задачи;
- компонент «программирование». НЛП рассматривает обучение, творчество и память как функции нейролингвистических программ, более или менее эффективно выполняющих определенные задачи или позволяющих достигать результаты. Другими словами, люди осуществляют взаимодействие с окружающей действительностью через внутреннее программирование, реагируя на проблемы и новые идеи в соответствии с сформированным типом психических программ. Эти программы различаются, в том числе по эффективности для тех или иных видов деятельности.
Моделирование в нейролингвистическом программировании
Моделирование – это основа большинства приемов и методик нейролингвистического программирования. Изначально НЛП как наука появилось для того, чтобы построить модель эффективного поведения и скрытых за ним когнитивных процессов. Моделирование в нейролингвистическом программировании предусматривает определение того, как происходит работа мозга («нейро») на основе анализа языковых паттернов («лингвистическое») и невербальных средств коммуникации. В последующем происходит сложение результатов подобного анализа в программы или стратегии («программирование»), обеспечивающие передачу навыка в другие сферы или другим людям.
Моделирование базируется на методологии сбора сведений и выявления ключевых черт и паттернов конкретных людей. Этот процесс в нейролингвистическом программировании называют извлечением. Хотя доступ к определенной информации можно получить с помощью традиционных инструментов (интервью, анкетирования), другую информацию – в частности, интуитивные или неосознанные возможности человека – с их помощью собрать невозможно. Поэтому в практику внедряются более активные методы – в частности, имитация, ролевые игры, «естественное» наблюдение в контексте. Основная форма моделирования предусматривает интерактивное вовлечение людей в примеры осуществления изучаемых действий или реализации изучаемых навыков. Так собирается информация высочайшего качества, создаются лучшие возможности запомнить оптимальные паттерны.
В нейролингвистическом программировании используют следующие позиции восприятия для сбора и интерпретации информации:
- собственная точка зрения,
- рассмотрение ситуации с точки зрения другого участника,
- восприятие ситуации с точки зрения наблюдателя, не имеющего личной заинтересованности,
- разбор ситуации с позиции целой системы («поля отношений»).
Для эффективного моделирования необходимо исследовать явление с нескольких ракурсов.
Действия, построенные на навыке, могут быть представлены в виде функции двух базовых измерений:
- знания (осознания),
- действия (компетентности).
Бывает так, что человек понимает суть деятельности, но не может сам ее осуществить (осознанная некомпетентность). Бывает и наоборот – человек хорошо выполняет действия, но не понимает, как они устроены (неосознанная компетентность). Совершенное владение навыком – это когда «делаешь, что знаешь» и «знаешь, что делаешь». Одной из целей моделирования (в том числе, моделирования эффективного лидерства) является выявление и идентификация неосознанной компетентности и доведение ее до сознания с целью лучшего понимания, совершенствования и передачи навыка.