Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование эффективного лидерства с помощью нейролингвистического программирования (НЛП)

Общая характеристика нейролингвистического программирования

Определение 1

Моделирование эффективного лидерства с помощью нейролингвистического программирования (НЛП) – это процесс разделения феномена лидерства на достаточно мелкие элементы, изучение которых позволяет воспроизвести и определенным образом использовать лидерство, установить наиболее значимые для достижения результатов компоненты (в первую очередь – психические стратегии и речевые паттерны).

Нейролингвистическое программирование – это наука о поведении, которая предоставляет:

  • эпистемологию (систему ценностей и знаний);
  • методологию (процедуры и приемы, обеспечивающие применение ценностей и знаний);
  • технологию (средства, позволяющие применить ценности и знания).

Нейролингвистическое программирование включает ряд уникальных понятий и принципов, позволяющих проводить анализ и выделять значимые паттерны поведения, межличностных отношений, ценностей, а затем превращать выявленные паттерны в надежные и полезные инструменты. В основе нейролингвистического программирования лежат простые нервные, лингвистические и поведенческие понятия и паттерны – в некоторых аспектах более независимые от содержания и фундаментальные, чем любые другие модели взаимодействия и мышления людей. Возможности нейролингвистического программирования не ограничиваются оценкой поведенческого содержания поступков – в сферу изучения попадают и те скрытые силы, которые стоят за этим поведением, а также обеспечивающие успех структуры мышления.

Само название «нейролингвистическое программирование» указывает на интеграцию трех научных отраслей:

  • компонент «нейро» (нервная система). Важной частью нейролингвистического программирования является понимание и использование паттернов и принципов функционирования нервной системы. В соответствии с концепцией НЛП, в нервной системе человека выполняют определенные программы, что обеспечивает память, мышление, создание мысленных образов, творчество и все прочие когнитивные процессы. Опыт человека – это синтез или комбинация информации, получаемой и обрабатываемой внутри нервной системы. В практическом смысле это значит, что мир воспринимается через чувства – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус;
  • лингвистический компонент. В рамках концепции НЛП язык рассматривается как продукт нервной системы, который в то же время формирует и стимулирует ее деятельность. Язык – это один из ключевых инструментов воздействия (активации, стимулирования) нервной системы других людей. Поэтому эффективное взаимодействие и общение связаны с применением языковых средств для стимуляции, вербализации целей, проблем и понятий в контексте той или иной ситуации или задачи;
  • компонент «программирование». НЛП рассматривает обучение, творчество и память как функции нейролингвистических программ, более или менее эффективно выполняющих определенные задачи или позволяющих достигать результаты. Другими словами, люди осуществляют взаимодействие с окружающей действительностью через внутреннее программирование, реагируя на проблемы и новые идеи в соответствии с сформированным типом психических программ. Эти программы различаются, в том числе по эффективности для тех или иных видов деятельности.
«Моделирование эффективного лидерства с помощью нейролингвистического программирования (НЛП)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Моделирование в нейролингвистическом программировании

Моделирование – это основа большинства приемов и методик нейролингвистического программирования. Изначально НЛП как наука появилось для того, чтобы построить модель эффективного поведения и скрытых за ним когнитивных процессов. Моделирование в нейролингвистическом программировании предусматривает определение того, как происходит работа мозга («нейро») на основе анализа языковых паттернов («лингвистическое») и невербальных средств коммуникации. В последующем происходит сложение результатов подобного анализа в программы или стратегии («программирование»), обеспечивающие передачу навыка в другие сферы или другим людям.

Моделирование базируется на методологии сбора сведений и выявления ключевых черт и паттернов конкретных людей. Этот процесс в нейролингвистическом программировании называют извлечением. Хотя доступ к определенной информации можно получить с помощью традиционных инструментов (интервью, анкетирования), другую информацию – в частности, интуитивные или неосознанные возможности человека – с их помощью собрать невозможно. Поэтому в практику внедряются более активные методы – в частности, имитация, ролевые игры, «естественное» наблюдение в контексте. Основная форма моделирования предусматривает интерактивное вовлечение людей в примеры осуществления изучаемых действий или реализации изучаемых навыков. Так собирается информация высочайшего качества, создаются лучшие возможности запомнить оптимальные паттерны.

В нейролингвистическом программировании используют следующие позиции восприятия для сбора и интерпретации информации:

  • собственная точка зрения,
  • рассмотрение ситуации с точки зрения другого участника,
  • восприятие ситуации с точки зрения наблюдателя, не имеющего личной заинтересованности,
  • разбор ситуации с позиции целой системы («поля отношений»).

Для эффективного моделирования необходимо исследовать явление с нескольких ракурсов.

Действия, построенные на навыке, могут быть представлены в виде функции двух базовых измерений:

  • знания (осознания),
  • действия (компетентности).

Бывает так, что человек понимает суть деятельности, но не может сам ее осуществить (осознанная некомпетентность). Бывает и наоборот – человек хорошо выполняет действия, но не понимает, как они устроены (неосознанная компетентность). Совершенное владение навыком – это когда «делаешь, что знаешь» и «знаешь, что делаешь». Одной из целей моделирования (в том числе, моделирования эффективного лидерства) является выявление и идентификация неосознанной компетентности и доведение ее до сознания с целью лучшего понимания, совершенствования и передачи навыка.

Дата написания статьи: 13.08.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot