Содержание лидерства в управлении персоналом
Лидерство в управлении персоналом – это инструмент интеграции групповой деятельности, предполагающий, что один из членов группы направляет и объединяет действия всей группы.
Лидерство предполагает, что у одного из членов группы (это не обязательно руководитель) возникает особый статус, основанный на авторитете, признании высокой квалификации, личной симпатии, доверии. Лидерство обусловлено потребностью и практикой неформального вида управления.
Отношения лидерства иногда совпадают с формальными властными полномочиями – в таком случае происходит соединение должности и лидерства. Но возможна ситуация несовпадения или даже противоречия между этими отношениями, и тогда возникает конфликт. Одной из важных сторон управленческого искусства является умение построить с неформальным лидером отношения, усиливающие формальную власть начальника.
Лидерство строится на психологических особенностях людей. У неформального лидера нет особой должности, места в служебной иерархии, но при этом он имеет определенную власть. Механизмы управления, доступные лидеру:
- пример,
- убеждение,
- воодушевление.
В исключительных ситуациях лидерство может перейти в явную власть, оформленную реальными полномочиями. Вообще же в зависимости от ситуации эффективными будут разные комбинации источников власти (формальные и неформальные).
Независимо от того, какая организация рассматривается, у лидера должна быть опора в коллективе (команде), в котором он работает. Опора может иметь разный характер:
- социальный,
- психологический,
- эмоциональный.
Закрепленная формализованная власть может выступать еще одним столпом поддержки лидера.
Итак, лидерство в управлении персоналом бывает двух типов:
- формальное, основанное на занимаемой лидером должности,
- неформальное, основанное на личных отношениях, способностях, умениях.
Роль и место лидера определяются по умению человека направлять свою группу для реализации корпоративных целей. Лидерские полномочия заключаются в проявлении сильных черт характера, умений ликвидировать конфликтные ситуации. Стратегическое планирование развития организации должно рассматривать возможности лидера, его способности к управлению малыми группами, особенности налаживания партнерских связей, принятия и реализации новых идей.
Теории лидерства в управлении персоналом
Исследователи уделяют пристальное внимание вопросам природы лидерства. Указывают ряд факторов, влияющих на формирование лидерских отношений:
- черты характера,
- качества личности,
- ситуации ведения деятельности.
Если человек имеет неформальный авторитет, он может оказывать на сотрудников влияние, определять цели и способы решения задач.
В науке сложились следующие подходы к природе лидерства:
- ситуационная теория, опирающаяся на проявление личностью управленческих способностей в определенных обстоятельствах. Последователи этой теории считают, что группа возглавляется человеком, способным к принятию решений в конкретной ситуации. Происходит переход руководства социальным объединением от делового к эмоциональному, информационному лидеру; при этом если человек имеет неформальный авторитет, он может занять руководящую позицию. Стремление к лидерству рассматривается как врожденное качество;
- бихевиористская теория, основанная на перечне психологических качеств руководителя. Среди таких качеств указывают интеллект, энергичность, тактичность и способность к прогнозированию ситуации. Другой вариант – сильная воля, уверенность, организаторские таланты, знание человеческой природы, компетентность. Однако наблюдение за реальными группами частично опровергло эту теорию – неформальными лидерами нередко становятся люди, не имеющие значимых социальных и профессиональных достижений;
- личностно-психологическая теория З. Фрейда, в соответствии с которой возникновение лидерских качеств типично для морально неполноценных людей. Речь идет о людях, которые выросли в нездоровой социально-психологической среде, хотят получить господство, добиться подчинения для устранения своих комплексов. Такие люде дуалистичны в смысле управленческой позиции: получают удовольствие от безграничной власти, имеют потребность демонстрировать превосходство. Занимая официальную руководящую должность, личности такого типа могут нарушать социальные и законодательные права подчиненных. Заботясь исключительно о своей власти, они не достигают высоких результатов;
- концепция преобразующего лидерства, рассматривающая специфику лидеров-реформаторов и принятие их группой. Такие неформальные руководители способствуют повышению уровня образования коллектива, доверительности в отношениях между коллегами, помогают совмещать личные, социальные и трудовые интересы. В ходе управления группой такой лидер постепенно завоевывает доверие и уважение последователей;
- концепция харизматичного лидерства («великого человека), заключающаяся в предположении, что возвыситься над другими членами общества лидеру помогают определенные таланты. Люди доверяют управление лидеру, но качество командной работы определяется исключительно его личностными качествами; если харизматичный лидер уходит, команда оказывается недееспособной и в большинстве случаев распадается;
- концепция атрибутивного лидерства, определяющая лидера как анализатора группового поведения, способного к построению прогнозов деятельности. Такие руководители ищут способы принятия управленческих решений, своевременно реагируют на происходящие изменения путем принятия эффективных мер.
Все перечисленные теории рассматривают феномен лидерства с разных точек зрения, но не дают ему полную оценку. Определить особенности неформального авторитета можно, рассматривая мотивацию, личные качества, последовательность воздействия и задачи руководителя.