Содержание и структура профессиональных компетенций
Формирование и освоение профессиональных компетенций – это развитие способности к успешным действиям в определенной сфере исходя из практического опыта, знаний и умений в рамках решения профессиональных задач.
Любая профессиональная деятельность в современных условиях характеризуется динамичностью изменения. Безусловно, это находит отражение в требованиях к современным специалистам, выпускникам, профессионалам. В качестве ведущего фактора развития в современном профессиональном образовании можно указать переход к установкам на формирование готовности и способности специалиста самостоятельно и эффективно решать возникающие в разных ситуациях профессиональные задачи. Иными словам, знаниевые целевые установки сменяются компетентностным подходом.
При этом исследователи до сих пор не выработали единого подхода к определению понятия компетенции.
Компетенция – это круг вопросов и явлений, в которых конкретное лицо обладает опытом, познанием, авторитетностью и кругом полномочий.
Компетенцию часто путают с компетентностью. Компетентность – это характеристика человека, отражающая осведомленность по разным вопросом (совокупность компетенций). Часто слово «компетентность» употребляют, чтобы охарактеризовать в большей степени личностные качества человека, нежели имеющиеся у него знания. Профессиональная компетентность выражается в готовности осуществлять профессиональную деятельность.
Профессиональная компетентность – динамичная характеристика, что связано с ее постоянным развитием на протяжении всего профессионального трудового пути. Среди сущностных аспектов содержания профессиональной компетентности можно выделить следующие:
- оптимальность использования способностей, обеспечивающий эффективность профессиональной деятельности в соответствии с требованиям должности и профессии,
- самостоятельность, непрерывное повышение уровня профессиональных умений и знаний, развитие способностей, нужных для реализации профессиональных функций, проявление мобильности и автономности при решении проблем профессионального характера,
- активность взаимодействия с коллегами на основе принципов сотрудничества и партнерства,
- способность мобилизовать и интегрировать знания, умения, навыки, установки и способности, обеспечивающие оптимальную профессиональную деятельность в среде современного производства,
- способность к саморефлексии, саморегулированию, самооценке, обеспечивающая гибкую, быструю, адаптивную реакцию на изменяющиеся обстоятельства.
Компоненты профессиональной компетенции
В структуре профессиональной компетенции можно выделить ряд структурных компонентов:
- мотивационно-ценностный компонент, который отражает личностное отношение специалиста к его профессиональной деятельности, личные интересы и цели, мотивацию к обучению и профессиональному труду. В эмоционально-волевой активности находят проявление адекватная реакция на неудачу и удачу, настрой и эмоциональный фон, ценностное осознание значения и роли профессиональной деятельности,
- когнитивный компонент, в который входят знания и понимание содержания компетенций, их связи с профессиональной деятельностью, другими компонентами и компетенциями,
- деятельностный компонент, который отражает степень сформированности у специалиста умений и навыков, в том числе общепрофессиональных (коммуникативных, учебных, рефлексивных) и специальных (применение актуальных технологий, методов и инструментов решения задач разного уровня сложности, практические навыки),
- личностный, который заключается в совокупности индивидуальных психологических особенностей, влияющих на стиль деятельности и обучения, темпы, предпочтительные способы и формы деятельности, взаимодействие с другими людьми (коллегами, руководителями и т.д.),
- рефлексивный, который отражает способность к самоанализу, самоконтролю, самооценке развития и обучения, эффективному формированию профессиональных компетенций.
Этапы формирования профессиональных компетенций
Выделяют следующие этапы формирования профессиональных компетенций:
- диагностический. На этом этапе определяется уровень сформированности общих навыков, которые нужны для освоения профессиональных компетенций, диагностируются личные мотивы, ценности, цели образования, индивидуальные особенности, детерминирующие эффективность деятельности,
- мотивационно-ценностный. На этом этапе формируется и развивается мотивация образования, ценностно-смысловое отношение к профессии и образованию,
- теоретический. На этом этапе формируется система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективность компетенции,
- практический. На этом этапе применяются знания, умения, практические действия в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях,
- контрольно-аналитический. На этом этапе проводится контроль и оценка уровня сформированности профессиональных компетенций, их корректировка и проектирование направлений дальнейшего развития.
Формирование профессиональных компетенций начинается с проведения диагностики и анализа знаний и умений. Часто проблемы приобретения компетенций связаны с недостаточной мотивацией, поэтому внимание должно уделяться личностным мотивам обучающихся. В рамках содержательного и практического этапа производится формирование системы знаний, навыков и умений в рамках конкретных профессиональных компетенций.
Безусловно, важнейшим показателем профессиональной компетентности специалиста является его способность самостоятельно решать задачи, определяемые условиями реальной профессиональной деятельности. Любой вид профессиональной компетенции в самом общем значении характеризует способность специалиста самостоятельно ставить и решать учебные, познавательные, профессиональные задачи.