Социальная ответственность и этика бизнеса
Этическая коррекция поведения персонала – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение систематического соблюдения работниками моральных принципов, правил и норм поведения с учетом специфики профессиональной деятельности и конкретных ситуаций.
В рамках этики бизнеса выделяют три иерархически соподчиненных уровня:
Гипернормы (мировой уровень). Это нормы, основанные на общечеловеческих ценностях. Они зафиксированы во всемирном этическом кодексе «Принципы международного бизнеса», который был принят в 1994 году в Ко (Швейцария) представителями ведущих корпораций и бизнес-консультантами из разных стран. В частности, эти принципы включают:
- социальную ответственность бизнеса (создание рабочих мест, формирование общественных благ, повышение жизненного уровня работников, акционеров, клиентов и населения в целом);
- модернизацию методов и технологий производства, коммуникаций и маркетинга;
- повышение доверия к бизнесу;
- уважение норм права;
- обеспечение равных конкурентных возможностей;
- признание верховенства норм этики (некоторые сделки разрешены законом, но неприемлемы в моральном смысле);
- содействие свободе торговли;
- уважительность в отношении к окружающей среде;
- отказ от действий, запрещенных по закону (отмывания денег, взяточничества, незаконной торговли наркотиками и оружием).
Макроуровень (масштаб национальной экономики или отрасли). К этому уровню относятся нормы и этические постулаты, которые реализуются в национальных или отраслевых этических кодексах. В качестве примеров можно указать уважение к рыночной конкуренции и частной собственности, отсутствие дискриминации на трудовом рынке, достоверность информации.
- Микроуровень (уровень отдельной компании). К этому уровню относятся принципы доверия и исключения дискриминации в отношениях между администрацией и персоналом, акционерами и менеджерами, поставщиками и покупателями. Нарушение подобных принципов влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций, рост накладных расходов. Также к этому уровню относится и решение постоянно возникающих при управлении людьми частных этических проблем.
В основе современной этики бизнеса лежат социальный контракт и социальная ответственность компаний.
Под социальным контрактом понимают неформальное соглашение между компанией и ее внешним окружением относительно единых норм поведения.
Под социальной ответственностью понимают максимизацию использования преимуществ компании не только в ее интересах, но и для всего окружения, общества в целом.
Коммерческие организации по своей сути всегда преследуют получение прибыли (экономические цели). В то же время они несут перед обществом ответственность, поэтому должны часть своих усилий и ресурсов направлять на социальные нужды, участвовать в совершенствовании общества. Деятельность организаций должна быть ответственной в различных сферах:
- здравоохранение,
- безопасность,
- защита окружающей среды,
- защита интересов потребителей и т. д.
Реализация социально ответственной стратегии может принести организации следующую пользу:
- сформировать более привлекательный образ компании в обществе;
- повысить доверие к организации;
- увеличить лояльную клиентскую базу (а, следовательно, и выручку);
- открыть доступ к более выгодным заказам;
- способствовать расширению деятельности, активизации политики и выходу на новые рынки сбыта.
Мероприятия по этической коррекции
Проблема, с которой сталкиваются многие организации – как сделать провозглашенные этические принципы работающими. Чтобы повысить этичность поведения персонала, организации предпринимают разные меры:
- разрабатывают этические нормативы;
- создают комитеты по этике;
- проводят обучение этичному поведению.
Этические нормативы включат систему общих ценностей и этические правила, которых должны придерживаться сотрудники (по мнению организации). Их разрабатывают для того, чтобы описать цели компании, создать нормальную этичную атмосферу и определить этические рекомендации для процессов принятия решений. В правилах фиксируются права, обязанность и ответственность за превышение прав или неисполнение обязанностей.
Этический кодекс представляет собой документ, в котором описывается система общих ценностей и правил этики компании. Кодексы разрабатываются как для организаций в целом, так и для отдельных групп ее сотрудников. Для обеспечения действенности этического кодекса организации предусматривают дисциплинарные меры за нарушение его положений. Этический кодекс может конкретизироваться картами этики для отдельных сотрудников.
Комитет по этике обычно включает руководителей высшего управленческого звена. Функции комитета по этике:
- разрабатывать и регулярно пересматривать этический кодекс;
- доводить основные требования этического кодекса до персонала;
- поддерживать действенность этического кодекса с помощью разработки системы санкций.
В организациях могут проводиться социальные ревизии, предусматривающие составление отчетов о реализации организацией социальных программ. Подобные отчеты позволяют оценить уровень социальной ответственности компании.
В ходе обучения этическому поведению персонал знакомят с требованиями бизнес-этики. Это способствует повышению восприимчивости к этическим проблемам, с которыми могут столкнуться работники, и освоению готовых шаблонов решений для сомнительных ситуаций.
Если какой-то конкретный аспект деятельности организации вызывает у высшего руководства обеспокоенность, возможно проведение этической экспертизы. По результатам экспертизы готовятся предложения по улучшению моральной респектабельности и морального климата, в деятельность компании вносятся коррективы.
Если организация оказывается неспособна сама решить возникающие проблемы, она может прибегнуть к этическому консультированию, в рамках которого со стороны приглашают независимых специалистов по этике деловых отношений.