Экспертная оценка персонала
В основе экспертной оценки деловых качеств и свойств кандидата лежат оценочные критерии и количественные параметры, полученные по итогам интервьюирования. В проведении интервью присутствуют элементы субъективизма и условности, но при тщательной разработке шкалы оценок и профессиональном подходе экспертов, можно с большой степенью достоверности оценить испытуемых.
Количественная оценка кандидата на должность менеджера состоит в разделении его деятельности на различные функции и качественные характеристики,которые оцениваются в баллах независимо друг от друга.
Основываясь на этих независимых частных оценках, рассчитывают итоговый показатель качества и эффективности труда будущего руководителя.
В процессе оценки эффективности трудовой деятельности необходимо решить два основных вопроса:
- определить оценочные критерии и показатели,
- найти метод определения эффективности труда, это сложно сделать в период перехода к рыночным отношениям, когда на смену административно-командной системе управления приходят экономические и социально-психологические методы.
Экспертная оценка заканчивается сопоставлением полученных результатов с нормативными, показывающими уровень характерологических признаков (отличный, хороший, средний, низкий).
Общие принципы экспертной оценки:
- в оценке персонала применяется система дополняющих друг друга методов,
- оцениваются личностные параметры и результаты труда,
- интервью-собеседование играет особую роль при оценке группы личных средств,
- технические средства оценки имеют два вида: по отношению к организации и по отношению к должности,
- все оценочные критерии возможно выразить количественно,
- экспертная оценка требует от экспертов профессионализма и высокой квалификации.
Экспертная оценка менеджера
Руководителя трудового коллектива рационально оценивать по следующим критериям:
- профессиональной компетентности,
- управленческой деятельности,
- уровню владения демократическими методами работы в коллективе,
- личными качествами и организаторскими способностями.
К профессиональной компетентности относят способность:
- формулировать проблемы,
- принимать решения,
- планировать,
- прогнозировать,
- снижать трудоемкость обработки управленческой информации,
- механизацию и автоматизацию трудовых процессов.
В процессе изучения деятельности руководителей предприятий были выделены оценочные критерии их труда:
- эрудиция,
- творческая инициатива,
- исполнительская дисциплина,
- выполнение плановых заданий,
- качество выполняемых работ,
- участие в общественных мероприятиях и их качество,
- требовательность к соблюдению дисциплины,
- стиль руководства,
- контроль за результатами труда,
- умение пользоваться своими должностными правами,
- умение разрешать конфликтные ситуации,
- честность и трудолюбие,
- способность воспитывать коллектив и руководить людьми,
- деловитость, организованность, принципиальность,
- выдержанность и умение находить контакт с людьми,
- чуткость, уважение к другим, внимательность, индивидуальность в подходе к людям,
- умение вести беседу с клиентами,
- умение планировать и распределять работу,
- способность эффективно использовать рабочее время и создавать трудовую атмосферу,
- степень интеллектуального развития.
Ранжирование данных условий можно выразить в единицах или процентах. Поскольку значимость критериев неодинакова, рекомендуется вводить коэффициенты весомости факторов, разработанные на основе экспертных оценок по десятибалльной системе. Итоговый показатель рассчитывается при помощи интегрального коэффициента, вычисляемого как отношение суммы произведений критериев к коэффициентам их весомости.